Отто Киттель в воздушном бою над аэродромом Стеревнево 15 октября 1943 года.
15 октября 1943 года около 09:30 с советского аэродрома Стеревнево, расположенного в 20 километрах к северу от Усвят, пошли на взлет четыре истребителя Як-9Д из 89-го гвардейского истребительного авиаполка. Ведущим этого звена был лейтенант Владимир Большухин, совершивший к тому времени более 70 боевых вылетов, имевший на счету два сбитых вражеских самолета и награжденный двумя орденами Красной Звезды. Его ведомыми являлись младшие лейтенанты Иван Селин, Василий Лопатин и Иван Пятахин. Летчики имели приказ долететь до аэродрома Ржев, встретить там пару транспортных самолетов Ли-2, а затем проделать обратный путь в роли эскорта транспортников.Повод для организации подобных вылетов имелся, и очень веский. Тремя днями ранее, 12 октября, части 7-й гвардейской истребительной авиадивизии, в состав которой входил и 89-й Гв ИАП, начали перебазирование из района города Остров на передовые аэродромы Березка, Кодотково и Стеревнево. Первые рейсы прошли спокойно и без каких-либо сложностей, однако общая ситуация на участке фронта не располагала к оптимизму. Как было отмечено в отчете о боевой деятельности частей 7-й Гв ИАД за октябрь 1943 года:
"Господство в воздухе к моменту прибытия 7-й Гв ИАД в районе аэроузла Кодотково и на поле боя принадлежало противнику. Аэродром Стеревнево неоднократно блокировался истребителями противника. В районе аэродромов Кодотково и Березка на высотах 2500 - 3000 метров днем безнаказанно ходили пары и четверки истребителей противника, которые вели разведку аэродромов и при удобных случаях атаковывали наши транспортные и боевые самолеты."
Этими немецкими истребителями были базировавшиеся в Витебске "Фокке-Вульфы" из 1-й группы эскадры JG 54 под командованием легендарного аса Вальтера Новотны. И 13 октября они нанесли очередной удар. За полчаса до полудня в небе над Стеревнево появились восемь FW-190A. Одно звено шло с бомбами, второе выполняло роль прикрытия. Не встретив никакого противодействия, германские авиаторы обрушились на стоянку штурмовиков Ил-2 683-го штурмового авиаполка и на протяжении 15 минут бомбили и обстреливали ее, выполнив в общей сложности семь заходов. Спустя два часа та же самая восьмерка вернулась, но на этот раз на летном поле стояли еще и два транспортных Ли-2, незадолго до того доставивших на аэродром часть технического персонала и некоторые материалы для 89-го Гв ИАП. Проигнорировать такую цель немцы просто не могли.
Когда "Фокке-Вульфы", наконец, ушли, аэродром Стеревнево представлял собой безрадостное зрелище. По итогам двух налетов были полностью уничтожены два штурмовика и один транспортный самолет, а еще 12 "Илов" и один Ли-2 получили серьезные повреждения и нуждались в ремонте. Кроме того, погиб техник 683-го ШАП старший сержант Павел Сокур, еще восемь человек получили ранения. Таким образом, 683-й ШАП потерял 14 из 26 имевшихся в наличии к утру 13 октября штурмовиков, а 7-я гвардейская истребительная авиадивизия лишилась двух из восьми транспортных самолетов, выделенных ей для перебазирования.
По идее, защищать Стеревнево от атак с воздуха должны были летчики 240-й истребительной авиадивизии, но они со своей задачей не справились. Как было отмечено в оперативной сводке № 29 штаба 683-го штурмового авиаполка:
"При блокировании и бомбардировке аэродрома Стеревнево истребителями противника, связи с аэродромами истребителей 683-й ШАП не имел. Истребители 133-го Гв ИАП, расположенные на аэродроме Стеревнево, при налете авиации противника в воздух подняты не были. Истребители противника делали по 7 заходов на бреющей высоте, расстреливая личный состав и матчасть безнаказанно."
Лишь к моменту окончания второго налета в районе Стеревнево появилось звено истребителей Як-9 из 86-го гвардейского истребительного авиаполка, возглавлял которое Герой Советского Союза лейтенант Иван Сомов. Помешать немцам оно не успело и лишь попыталось атаковать их на обратном пути, но безрезультатно. Тем не менее, Иван Сомов заявил по возвращении о двух сбитых FW-190, в дальнейшем записанных на его официальный боевой счет.
Сознавая, что ждать большой помощи от соседей не приходится, командование 7-й Гв ИАД решило справляться с возникшей проблемой своими силами и обеспечивать прикрытие оставшихся в наличии транспортных самолетов, выделяя на каждый рейс по одному звену истребителей. Это было не такой уж простой задачей с учетом того, что к 15 октября на трех аэродромах базирования полков, входивших в состав дивизии, имелось в наличии всего 25% технического персонала и довольно скромный запас горючего, а запасные части к самолетам отсутствовали вовсе. Такова была ситуация к моменту, когда звено Владимира Большухина вылетело в Ржев для сопровождения транспортных Ли-2.
Сам взлет прошел благополучно, но как только летчики, набиравшие высоту, сделали первый круг над аэродромом, сверху со стороны солнца на них спикировала четверка истребителей FW-190А из 2-го штаффеля эскадры JG 54. Лидером этого звена являлся обер-фельдфебель Отто Киттель - один из лучших авиаторов Люфтваффе, имевший к тому времени на своем счету 114 воздушных побед. Его меткий залп пришелся точно по самолету Василия Лопатина. Як-9Д сразу же загорелся, но советский пилот сначала довернул на промчавшийся мимо "Фокке-Вульф" вражеского аса и дал ему вслед очередь, и только затем выпрыгнул с парашютом.
После первой удачной атаки Отто резко ушел вверх, развернулся и устремился на следующий "Як", в точности повторивший участь первого - после серии попаданий краснозвездная машина вспыхнула, а пилотировавший ее Иван Селин спасся на парашюте.
Тем временем вторая германская пара попыталась атаковать самолет Владимира Большухина, но не преуспела. Советский летчик вовремя ушел с линии огня, а потом, воспользовавшись тем, что его противники пренебрегли энергичным маневрированием на вертикали, выполнил "иммельманн", оказавшись в итоге хоть и ниже ведомого FW-190, но при этом на дистанции эффективной стрельбы. Подняв нос своего Як-9Д, Владимир дал очередь, которая достигла цели - из-под капота двигателя "Фокке-Вульфа" вырвались языки пламени и шлейф густого дыма, после чего самолет развернулся на юго-запад и пошел со снижением в направлении территории, занятой немецкими войсками. Пилотом этой машины являлся обер-фельдфебель Вернер Кёрфгес - авиатор с большим стажем, но крайне малым фронтовым опытом. На протяжении практически всего времени своей службы Вернер работал на должности инструктора в летной школе, и был переведен во 2-й штаффель JG 54 лишь в конце августа 1943 года. Реальной боевой практики, полученной им за полтора месяца пребывания на передовой, оказалось недостаточно для того, чтобы научиться уверенно ориентироваться в стремительно изменяющейся обстановке воздушных баталий.
Увы, военная фортуна не благоволила и его победителю. Атаковав истребитель Кёрфгеса, Владимир Большухин потерял скорость, что позволило ведомому Киттеля унтер-офицеру Йозефу Каммерлю быстро прийти на выручку товарищам и взять "Як" на прицел. После мощного залпа с короткой дистанции советский самолет перешел в беспорядочное падение и рухнул в 5 километрах к юго-западу от Стеревнево. Судя по всему, Владимир был убит одним из попавших в кабину снарядов, поскольку не пытался выпрыгнуть с парашютом.
Последний из советской четверки, младший лейтенант Иван Пятахин, оказался единственным, кто не стал объектом неприятельских атак. Увидев выходящий из боя дымящий "Фокке-Вульф", он бросился в преследование и успел дать по самолету Кёрфгеса еще две очереди прежде, чем был отогнан Киттелем и его ведомыми. По счастью, немцы не имели намерения сбить Ивана во что бы то ни стало, а вместо этого прикрывали подбитую машину своего товарища до того момента, как Вернер совершил вынужденную посадку в окрестностях деревни Липовец на занятой советскими войсками территории. После этого FW-190 ушли, а младший лейтенант Пятахин без помех посадил абсолютно невредимый "Як" на аэродром Стеревнево.
Этот бой стал для 89-го Гв ИАП болезненным ударом: полк потерял три истребителя, при этом лейтенант Владимир Большухин погиб, а Василий Лопатин получил ожоги лица, рук и ног, и был отправлен на лечение в госпиталь. Задание на сопровождение транспортных самолетов оказалось сорванным, и лишь спустя три часа еще одно звено Як-9Д во главе с лейтенантом Василием Горшковым смогло вылететь в Ржев и обеспечить прикрытие Ли-2, доставивших свой груз на аэродром Березка к половине пятого после полудня.
Отдельно следует сказать о заявленных советскими летчиками результатах: по итогам проведенной воздушной схватки им было засчитано два сбитых FW-190. Один был записан на счет младшего лейтенанта Лопатина, стрелявшего по самолету Киттеля. Второй - машина Вернера Кёрфгеса - пошел на счет младшего лейтенанта Пятахина, обстрелявшего подбитый "Фокке-Вульф" перед тем, как тот пошел на вынужденную посадку. Последнее выглядит явной несправедливостью по отношению к погибшему Владимиру Большухину, тем более что запись в журнале боевых действий полка прямо указывает на то, что именно Большухин дал залп, нанесший фатальные повреждения двигателю германского истребителя.
Дальнейшие судьбы участников боя над аэродромом Стеревнево сложились следующим образом:
Иван Селин, дослужившийся до звания лейтенанта, погиб в воздушном бою в районе Вилкавишкиса 2 августа 1944 года.
Василий Лопатин и Иван Пятахин благополучно пережили войну. Первый вышел в отставку в звании капитана в 1956 году, второй - спустя два года после окончания войны в звании старшего лейтенанта.
Йозеф Каммерль погиб в воздушном бою 27 октября 1943 года.
Отто Киттель погиб 14 февраля 1945 года в воздушном бою над Джуксте. К тому времени на официальном счету этого летчика числилось 267 сбитых самолетов. С учетом того, что абсолютное большинство засчитанных Киттелю побед подтверждается данными о потерях советской стороны, такое обстоятельство делает Отто наиболее вероятным претендентом на звание самого результативного аса в истории военной авиации.
Вернер Кёрфгес, совершивший вынужденную посадку на занятой советскими войсками территории, был захвачен в плен бойцами 354-го отдельного пулеметного батальона. В ноябре 1949 года, после шести лет пребывания в лагерях для военнопленных, он получил свободу и вернулся на родину.
Michael Traurig