Luftwaffe и "Тирпиц"
15 сентября 1944 года 27 бомбардировщиков "Ланкастер"под командованием подполковника Дж.Б. Тэйта. вылетели для атаки "Тирпица". Из них 21 имел бомбы "Толлбой", а остальные 6 несли по 12-400-фн мин JW Mk II. Бомбардировщики вышли на цель на высоте 12000 футов, летя звеньями по 6 самолетов с юго-востока. Береговые батареи, корабли ПВО и сам "Тирпиц" открыли огонь. Стреляло все, что могло -- даже 381-мм орудия линкора ставили огневую завесу. Бомбардир Тэйта Даниэле отправил свой "Толлбой" в цель, быстро исчезающую в клубах дыма, однако остальным пришлось сбрасывать бомбы вслепую. Экипаж другого самолета заявил, что они видели, как Даниэле попал в линкор. Позднее норвежское Сопротивление подтвердило, что "Тирпиц" получил попадание в носовую часть.
Германские документы, обнаруженные после войны, могли бы успокоить англичан:
"Было определено, что ремонт займет 9 месяцев непрерывных работ. На совещании 23 сентября 1944 года в присутствии Главнокомандующего и начальника Морского Генерального Штаба было решено, что больше нет возможности сделать "Тирпиц" полностью мореходным и боеспособным..."
Немцы решили установить "Тирпиц" на мелководье, где он не сможет затонуть. После тщательных гидрографических исследований ночью 15 октября он своим ходом перешел к острову Хаакой возле Тромсё. Вместе с "Тирпицем" были передвинуты его зенитные батареи и сетевые заграждения. Земснаряды заполнили песком место у него под днищем, так что он теперь мог только немного погрузиться -- и всё! Теперь в Тромсё имелся не мощный военный корабль, а только плавучая батарея, прикрывающая норвежский фланг Германии.
Рано утром 12 ноября "Ланкастеры" снова взлетели для третьей и последней атаки "Тирпица". Немецкий радар засек их, когда они перевалили горы. На аэродроме Бардуфосса находилась эскадрилья германских истребителей, которая осуществляла воздушное прикрытие линкора. Когда "Ланкастеры" вышли на цель их встретил плотный зенитный огонь "Тирпица", остальных кораблей и береговых батарей. Однако линкор остался ясно виден. Не было ни туч, ни дымзавес. "Тирпиц" попытался поставить дымзавесу сам, но неудачно. С аэродрома Бардуфосса, несмотря на отчаянные призывы о помощи, не взлетел ни один истребитель. Оттуда на "Тирпиц" сообщили, что над аэродромом патрулируют британские истребители, хотя это было совершенной ложью. Немцы устроили бы настоящее побоище среди почти безоружных "Ланкастеров", но вышло, что, кроме зениток, англичанам не мешал никто.
В 9.41 Даниэле, лежа в носовой кабине "Ланкастера" Тэйта, нажал кнопку, и первый "Толлбой" устремился на "Тирпиц". Даниэле добился своего второго попадания в линкор. В течение 8 минут было сброшено 29 бомб с высоты 12500-16000 футов. Линкор получил 2 прямых попадания: в левый борт напротив мостика и рядом с башней "Цезарь". На корме начался пожар. "Тирпиц" имел крен 20 град. на левый борт после первого попадания. Второе попадание и близкие разрывы еще больше усилили крен, и он достиг величины 70 град. Около 9.00, вскоре после того как налет закончился, на линкоре произошел страшный взрыв, совершенно уничтоживший башню "Цезарь". Ее отшвырнуло на 40 футов в сторону, и это было результатом внутреннего взрыва, а не попадания бомбы. "Тирпиц" перевернулся через левый борт и затонул.
Хотя был отдан приказ покинуть корабль, линкор перевернулся так быстро, что люди с нижних палуб просто не успели спастись. В бронированной боевой рубке правая дверь была повреждена во время операции "Тунгстен", а левую заклинило при крене. В результате из 1700 человек экипажа погибло около 1000. 87 человек были спасены через отверстия, прорезанные в днище корабля. Бомбардировщики потерь не имели. Охота на "Тирпиц" завершилась.
Экипаж сражался до последнего и погиб без славы, когда война уже почти закончилась. И после войны моряки еще лежали внутри бронированного корпуса.
Командир истребителей группы в Бардуфоссе ас Luftwaffe майор Эрлер на счету которого было 200 побед на Восточеом фронте пошел под суд. Он ведь получил за 45 минут до появления бомбардировщиков сообщение об их обнаружении радаром. Примерно тогда же капитан "Тирпица" отправил ему свой срочный вызов. Он продолжал еще запрашивать истребители, когда бомбы "Ланкастеров" уничтожили его радиостанцию, но самолеты майора Эрлера, кавалера Рыцарского Креста с Мечами, так и не появились. Сразу после того, как с "Тирпица" увидели бомбардировщики, появившиеся над горами, из Бардуфосса пришло сообщение, что вражеские самолеты кружат над аэродромом, и потому истребители не могут взлететь. Однако в радиусе 1000 миль не было ни единого истребителя союзников. Никто не знал, что там произошло. Некоторые пилоты истребителей говорят, что взлетели, но почему-то никого не заметили.
По решению Военно-полевого суда в Осло, Эрлер был разжалован до рядового пилота и приговорен к трем годам тюрьмы (отбыть которое должен был после окончания войны), хотя моряки требовали расстрела...