Здравствуйте Петер! Вы подняли интересную тему, и мне служившему в ГСВГ в конце 70-х довелось на прямую столкнуться с этим. До армии ещё со школьных времён, учился 4 года в ДХШ при Художественном училище, куда и поступал позже. Перед отправкой в армию, от военкомата, закончил автошколу. И попав уже в Германию в ГСВГ, я первоначально скрывал, свои способности в изобразительном искусстве. Хотелось сесть за руль, и как водитель больше увидеть познакомиться с Германией, так-как, попав туда всё было интересно увидеть своими глазами. Заниматься изображением наглядной агитации, что было там обильно в каждой части, мне не хотелось. Так как они были в основном однообразны, чем -то одинаково похожи друг на друга, где-то лучше, где-то хуже, примитивны, или лишне перенасыщены, всякими партийными лозунгами, цитатами, которые мало кто читал, и мало кого привлекало внимание, разве что объёмом и массивностью. Об эстетике, гармонии, всего этого, цветовой гамме, и говорить нечего было. Хотя где-то что-то, было, проскальзывало интересное. Всё же неплохие художники там были среди солдат, и постоянно выполнять большие объёмы, копии однообразных приметивных композиций, особо то не хотелось. И кое - кто, по своей инициативе иногда отходили от этих канонов, наглядной агитации, привносили своё, оживляли композицию, но при этом в каких то случиях, усложняли себе задачу, и время исполнения. В итоге большинство ребят, либо восстанавливали, подкрашивали старое, либо просто тупо копировали, агитационный материал, что давали и контролировали замполиты части, а с них требовало командование выше. Это хорошо описано в других сообщениях форума. Заслуженным художникам СССР этим заниматься было не интересно, и им надо было платить. Поэтому, художников выявляли, и привлекали среди простых солдат срочников, тем более бесплатно, работа не оплачивалась. В первое время мне удавалось скрывать о своих способностях, но когда попал в учебку в Цейтхайн, получилось так что помог одному старослужащему с фотографии изобразить его девушку, попросив его чтоб не кто об этом не знал, а он на следующий день сдал меня офицеру, который искал художников, для оформления кабинета ПДД. Я об этом писал уже. По началу выполняли не сложную но скушную работу. Грунтовали щиты, раскрашивали новые дорожные знаки, От писанины я сразу отказался, сказал не умею. Работа была однообразной и скучной, но потом предложили сделать большой стенд из 40 небольших картинок с изображением регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, с различными вариантами, и ситуациями проезда автотранспорта. Из за сложности ребята отказались, пришлось взяться мне, а потом даже не пожал. Подошёл к этому с интересом, творчески. Пособия были очень примитивные, чёрнобелые. Я решил сделать их живописно, в цвете, в виде старых немецких городских уличных пейзажей, перекрёстков, где-то показывая архитектуру, мостовые. Авто были тщательно прорисованы, если легковая, это минимум шикарный Мерседес, Феррари, Порше, Мазератти. Если грузовая, то это как минимум Американки Форд, Макк, Питербилт, Кенвурды, либо европейские Volvo, MAN, мерседес и т.д. с расписными фурами, Автобусы высшего класса, что-то типа - Сеты туристического Неоплана, Мотоцикалы это крутые байки класса Харлей Девидсон, или типо японских: Хонда, Кавасаки, Ямаха . где-то с сидящей девушкой, модельной внешностью, в коже, или в джинсовке. Трамваи придумывал супер современные, перелистал немецкие журналы, по дизайну авто . Чтото от себя придумывал. В результате получилось что-то художественной галереи, но с авто техникой. Когда всё повесили , получил удовлетворение, да и всем хотелось сфотографироваться там. Когда приехал с проверкой генерал 1 танковой армии Агудов, и лично принимал классы, ему понравилась моя работа. он заинтересовался мной, и я был поставлен на его учёт. Что означало, если в какой нибудь части, городе, намечалась большая показательная оформиловка, то за мной приезжала машина из штаба 1 ТА, с полковником, и забирали, меня, в плоть даже с наряда по роте, или по кухне снимали.
Стенды по армейской наглядной агитации мне тоже приходилось делать, хоть тема мне не нравились, но я не копировал, то что уже было видел. Старался отойти от тех однообразных агитационных штампов, что давали мне. Использовал обстрактные нестандартные, решения своих композиций, экспереминтировал в технике рисунка, живописи, в компановке, да и в цвете более приятную, широкую палитру. Чтобы радовал глаз. В результате что-то получалось оригинальное, притягивающее внимание. Приходилось делать и копии живописных, известных картин, например для столовой, натюрморты. Их уже расписывал масляными красками, которые специально покупали в городе. Всё остальные росписи делали латексными красками. Были ещё более насыщенные яркие краски – плакат фарбал , но в маленьких баночках, в перемешку с латексом получались хорошие чистые оттенки. Латексные закупались в литровых банках, до сих пор помню его запах.
Был отправлен как-то в командировку, на 2 месяца в Карл Маркс Штадт (сейчас Хемнитц), по приказу генерала 1-й танковой армии Агудова, для эстетического преобразования территории госпиталя. Прорабатывал архитектурный, ландшафтный проект парка, который генерал предложил выполнить в виде кленового листа. Я увязывал его с группами живописных панно на разные темы - Комсомол, Сельское хозяйство, Строительство, промышленность, ну и конечно медецина -сердце хирург, раненый боец и медсестра. Все панно старался проработать так же, индивидуально гармонично, и не стандартно, и без единого лозунга цитаты на них. Они были написаны более мелко, и на небольших белых квадратных щитах, которые, чуть с зади, чередовались между большими расписными цветными панно. Смотрелись спокойно, как фон с фактурой из букв, да, и, обьединял картины в геометрические группы по 3 Для меня тогда, такие объёмы сразу, это было впервые, Глобальный проект парка для отдыха со скамейками , клумбами, композициями из расписанных панно, объёмными бетонными колоннами, сейчас это называют ланшафтным дизайном. Да и внутри госпиталя в помещениях , много пришлось расписывать панно, картин. А генерал Агудов приезжал из Дрездена тогда через каждые 4-5 дней и лично проверял работу, Старший офицерский состав его боялись, если что не так он материл их по чёрному. По художественной части он приходил проверять ко мне в мастерскую, но был спокоен и сдержан. Он задавал вопросы по моим нестандартным, абстрактным решениям, с увязкой темы, почему так, но в итоге соглашался, убеждался, что так будет хоть и не обычно, но интересней. А меня в холодный пот бросало, я тогда на первом году службы был, генералов и близко не видел, для нас прапорщик, лейтенант или капитан были как генералы. Постепенно я привык к его беседам. Ещё в начале он мне прямо как то сказал, что через 2 месяца нагрянет из Москвы, Московский генералитет с проверкой, а этот госпиталь, мы готовим как идеальный показательный объект и надо успеть, и чем-то зацепить, покорить комиссию, генералов. Ну мне пришлось тогда вкалывать на истощение , за 2 недели помню на 10 кг похудел, были прикомандированы и ещё двое художников, один с нашей же роты но он уже дед, и участия не принимал, а занимался только демьбельским альбомом. Рисовал другим дедам за деньги. Да и генералу хотелось, чтоб все композиции панно, были выполнены в одном стиле, так же нестандартно, одной рукой. В результате успели, комиссия была довольна. После её отъезда я успел тогда ещё расписать и детское отделение, настенные росписи. Мне начальник госпиталя предложил перевезтись из Дрездена к нему в часть, и после окончания службы, остаться на 2 года по договору работать художником у них. Но не получилось, за мной приехали, и об этом было забыто. Подобное предложение было и в другом месте, и так же с таким же концом.
Цейтхайн - Писал в санчасти картину, копию для столовой, в автобате. Фрагмент картины
Эту работу посвятил г Дрезден. где и служил. Писал после армии маслом - Дорога к храму (перспектива во времени. до бомбардировки) Тоже фрагмент. Женский портрет потом удалил.
Если вас что-то ещё интересует, обращайтесь. С уважением Владимир
Отредактировано Константинов Владимир Е (2012-04-03 19:45:26)