На "\Соцсети\" нашёл новое фото танка "Мать-Родина":
разместил - Виталий Абасалиев "Офицеры 1 МСР и солдаты 3 МСВ у танка "Мать-Родина, весна 1971 года"
Наzад v ГСВГ |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Танки Победы - Слава и Забвение. » Танк "Мать Родина"..
На "\Соцсети\" нашёл новое фото танка "Мать-Родина":
разместил - Виталий Абасалиев "Офицеры 1 МСР и солдаты 3 МСВ у танка "Мать-Родина, весна 1971 года"
нашёл новое фото танка "Мать-Родина":
на фото ещё нет стены перед постаментом,интересно в каком году её построили???
Сегодня из Донской публичной библиотеки (wwwdspl.ru) мне прислали текст статьи о танке "Мать-Родина"
Источник: Удмуртская правда (Ижевск) - http://udmpravda.ru/
Дата выпуска: 21.09.2004
Номер выпуска: 107
Заглавие: ТАНК "МАТЬ-РОДИНА"
Автор: Евгений ЛАМБИН
Есть военные люди, которые при первой же встрече берут в плен своим обаянием. Такой притягательной силой обладает полковник Виктор Игнатьевич Ярков. Его боевая стихия - бронетанковые войска. Несмотря на возраст, он и сейчас сохраняет выправку, упругую походку, присущую танкистам. Вспоминая военную молодость, он с трагическими взором сказал:
- Хочу рассказать о танке "Мать-Родина".
Начал рассказ. Слушаю и понимаю, что, по существу, это история о нем. Он родился в Сибири, в Туруханском районе, в небольшой деревушке Комса. Отец, Игнатий Виссарионович, участник гражданской войны, работал в рыболовецком колхозе. Для него время после гражданской мелькнуло, как ласточка, потому что уже в 1943 году его призвали на фронт, и он погиб в Калининской области. А за год до этого ушёл на фронт старший брат Виктора Николай и скончался от ран.
- И самыми старшими в деревне из мужчин остались мальчишки моего
шестнадцатилетнего возраста...
Он мрачнеет от воспоминаний. Его нетрудно понять. Война питается людьми, и только стукнуло Виктору семнадцать, пришла повестка из военкомата. Шесть месяцев проучился в Нижнем Тагиле, в школе танкистов, стал заряжающим.
Вскоре получили несколько боевых машин, сформировали экипажи, сходили в баню, и из русской бани судьба увела его на Сандомирский плацдарм.
Войска 1-го Украинского фронта остановились между Вислой и Одером, пополнялись, набирались сил, чтобы начать наступление. Виктору Яркову в определённой степени повезло - он был заряжающим в танке командира бригады.
Но особо все - от рядового до офицера - уважали командира корпуса Орлова.
Сама фамилия выделяла его как личность высокого полета.
- Вся их семья была знаменита, - добавляет Виктор Игнатьевич.
И действительно, это была семья патриотов. Отец, Федор Михайлович, как только началась война, сразу же пришел в военкомат и попросил направить его на фронт, хотя ему было уже шестьдесят четыре года. К тому же давали знать о себе раны, полученные на гражданской войне. Пытались отговорить ветерана - не вышло. Зачислили в народное ополчение. Под конец командовал дивизией.
Три его сына сражались на фронте, двое погибли. Дочь, подполковник Мария Орлова, была инженером одного из женских авиационных полков...
На войне самая тихая ночь бывает перед наступлением. Все в молчаливом ожидании, слышен стук собственного сердца. Такой была и одна из январских ночей 1945 года. Но вот раздались громовые удары артподготовки, а как только они смолкли, танки в сопровождении пехоты пошли в атаку. Заряжающий Ярков действовал в башне как заведенный.
- Готово! Готово! - кричал он после каждого снаряда, вставленного в орудие.
Мощно наступали танкисты. Можно сказать, увлеклись. Да настолько, что оказались отрезанными от основных своих сил. Открыв люк, Виктор увидел синюю гладь Одера и Нейсе. Это были не просто реки, а водоразделы между жизнью и смертью. Впереди противник, позади, за мостом через Нейсе, - наши. Но мост - под постоянным огнем противника. Увлеченные ночным боем танкисты перепутали ориентиры. Один танк пополз в сторону немцев.
- Вернуть! Быстрее вернуть! - приказал командир бригады.
Яркову ничего не оставалось, как выскочить из башни и бежать к "слепому" танку. Совсем рядом ложились пули, но он догнал танк, сзади взобрался на броню и начал колотить по крышке люка. Она открылась, в двух словах он объяснил друзьям их ошибку, и танк пошел в нужном направлении. Эти дни Виктор Ярков мог назвать периодом личного риска.
У танкистов есть своя поговорка: для танка страшна стоянка. Реальность подтвердила это. Заканчивались снаряды, горючее, сели аккумуляторы, в итоге перестала работать рация. Командир бригады понял, что его части, отрезанной от основных сил, несдобровать.
- Ярков, можно сказать, не в приказном порядке сказал он, - попробуй пробраться через мост к своим, объясни наше положение, пусть прорываются, подвезут снаряды, аккумуляторы, горючее...
Виктор выскочил из танка, огляделся. Пехотинцы, лежащие около танка, сразу догадались о его задаче и напомнили, что тишина обманчива, мост - под прицелом противника. Все так, но мост - единственный путь к своим. Быстрыми рывками он добрался до моста, но только ступил на него, как тут же пришлось упасть на настил. Ураган пуль хлестнул по мосту. Ловя мгновения, Ярков поднимался и бежал, потом снова падал и снова бежал... Пожалуй, какое-то чудо спасло его. Добравшись до своих с легким ранением, он передал все, что ему было приказано. Тут же был организован мощный прорыв, и части соединились. А на груди смелого парня засверкал орден Славы.
В феврале 1945 года часть, в которой служил Виктор Ярков, неожиданно построили. Во всей обстановке было что-то парадное. Развевалось знамя, в улыбках командиров светилось приподнятое настроение. И вот послышалась речь комиссара:
- На деньги семьи командира корпуса Орлова изготовлен танк и подарен нашему соединению. Главную роль здесь сыграла мать Орловых - Мария Иосифовна. Поэтому танк символично назван "Мать-Родина". Он будет передан лучшему экипажу.
Танкисты стояли в ожидании, каждый экипаж считал себя достойным такого подарка.
"А чем мы хуже других?" - думал орденоносец Ярков.
Но машину отдали экипажу, который прошел с боями от Сталинграда до Орловско-Курской дуги, а теперь наступал на Прагу.
- Таких орлов остались единицы! - многозначительно заметил комиссар.
Событие отметили новым наступлением, которое называлось "частной операцией на Чехословакию". Разразились жестокие бои. В экипаже Яркова ранило комбрига полковника Чурилова. Машину вывели из боя в более безопасное место. Комбрига осторожно вытащили из башни и положили под деревом, ожидая санитаров.
- Ранение Чурилова встревожило командира корпуса Орлова, и он с несколькими машинами прорвался к нам, - вспоминает Виктор Игнатьевич. - Вылез из танка, подошел к раненому и прилег рядом, чтобы поговорить с ним. Кто-то по-свойски крикнул мне: "Витя, вытащи из башни фуфайку, положи под голову командиру корпуса". Только я нырнул в башню, как откуда-то прилетела мина, ударила в борт башни, и весь удар взрыва пришелся в сторону Орлова. Ему разорвало спину, он скончался по дороге в госпиталь...
Вот так Мария Иосифовна потеряла на войне третьего сына. Но ее танк "Мать-Родина" воевал до победного конца. После войны он стоял на постаменте в городе Эберсвальде перед штабом войсковой части. Сейчас он стоит на постаменте в подмосковном селе, где создан музей истории 17-й механизированной бригады.
Сам Виктор Игнатьевич заслужил в боях еще несколько медалей и орден Красной Звезды. Полковник Ярков долго служил в Германии, в Уральском военном округе. Перед уходом в запас был начальником политотдела Удмуртского республиканского военкомата. Он активен в жизни ветеранской республиканской организации. Встречается с молодежью. Его всюду уважают. Иначе и быть не может, если от человека исходит свет патриотизма.
ну журналисты...
хотя, может кто и напишет лучше, однако так ярко представляется:
Сегодня из Донской публичной библиотеки (wwwdspl.ru) мне прислали текст статьи о танке "Мать-Родина"
Источник: Удмуртская правда (Ижевск) - http://udmpravda.ru/
Дата выпуска: 21.09.2004
Номер выпуска: 107
Заглавие: ТАНК "МАТЬ-РОДИНА"
Автор: Евгений ЛАМБИН...
Яркову ничего не оставалось, как выскочить из башни и бежать к "слепому" танку. Совсем рядом ложились пули, но он догнал танк, сзади взобрался на броню и начал колотить по крышке люка. Она открылась, в двух словах он объяснил друзьям их ошибку, и танк пошел в нужном направлении. ...
ох уж эти международные слова....
Отредактировано Александр Балашов (2012-03-15 10:31:47)
Сегодня из Донской публичной библиотеки (wwwdspl.ru) мне прислали текст статьи о танке "Мать-Родина"
Источник: Удмуртская правда (Ижевск) - http://udmpravda.ru/
А вот тут я искренне хочу поблагодарить Анастасию Булдакову из редакции газеты "Удмуртская правда" за то, что она оперативно выслала маатериал (запрос был отправлен вчера) буквально на 1,5 часа "опоздав" со сканом этой статьи по сравнению с текстом из ДГПБ.
Но первоисточник есть первоисточник!!!
Сразу оговорюсь, что выкладываемое изображение компиляция из скана статьи, "шапки" реальной газеты, присланных из редакции и надписи "Удмуртская правда", которую я добавил.
Но первоисточник есть первоисточник!!!
добавить нечего, спасибо Насте!
Продолжим тему публикаций о танке "Мать-Родина".
Опять же благодаря Донской публичной библиотеке (wwwdspl.ru) сегодня я получил скан статьи из газеты
"Военный вестник Юга России" N4 от 17.01.2000 года
Сначала приведу текст статьи:
Впервые о легендарном танке "Мать-Родина" я узнал от командира полка, где в своё время на вооружении находилась эта прославленная тридцатьчетвёрка. Полк тогда дислоцировался в ГДР, в г. Магдебурге. А я, будучи корреспондентом групповой газеты "Советская Армия", прибыл к танкистам для подготовки материалов о боевых традициях. Здесь и состоять наша беседа. Командир полка дал и фотографию экипажа, доведшего эту прославленную тридцатьчетвёрку до Берлина. Только жаль, что запамятовал я фамилию генерала, сфотографировавшегося с танкистами.
И ПОДАРИЛА ОРЛОВА ТАНК
Рассказ о Марии Иосифовне Орловой, построившей в годы минувшей войны на свои кровные сбережения танк -34, был интересным и поучительным. Уже тогда у меня родилась мысль побывать у этой прекрасной русской женщины.
В 1965 году такая возможность представилась. Я приехал в Москву. И сразу же отравился на улицу Воровского, 28, где жила Мария Иосифовна.
Дверь открыла дочь Орловой - Мария Фёдоровна. Она провела меня в комнату. За голом сидела седая старая женщина с живыми лучистыми глазами. Как я понял, она недавно получила награду - орден Отечественной войны I степени. Стол был завален письмами, телеграммами. Я тоже поздравил её, передал привет и добрые пожелания от воинов части, которые ласково называли её своей матерью. Мария Иосифовна улыбнусь счастливой, радостной улыбкой.
За чашкой чая разговорился с Орловыми об истории их семьи. История эта замечательная. В моем журналистском блокноте до сих пор сохранились записи той волнующей беседы …
… Глава семьи Фёдор Михайлович Орлов и его жена Мария Иосифовна прошли нелёгкий жизненный путь. В годы гражданской войны им не раз доводилось бывать в жарких сражениях. Проявляли мужество, отвагу. Летучий отряд, которым командовал Орлов, действовал на Северном Кавказе, Кубани, в Ставрополье, на Харьковщине. Фёдора Михайловича высоко ценил М.В. Фрунзе. В 1920 году за мужество и отвагу даже вручил почётную награду - Золотую саблю.
По дорогам гражданской войны вместе с Фёдором Михайловичем шла и его верная подруга Машенька. "В те тревожные годы, - вспоминала Мария Иосифовна, - мне приходилось выполнять обязанности медсестры и поварихи, прачки и портнихи. Доводилось и в бою участвовать. Была дважды ранена. Но никогда не забывала и о своих материнских обязанностях".
В семье Орловых росли три сына и дочь.
Отгремели военные грозы. Ушли в запас Орловы. А пожить толком так и не успели - грянула Великая Отечественная война. И семья Орловых в одном строю со всей страной встала на защиту Родины.
Добровольцем ушёл на фронт постаревший, но ещё бодрый, Фёдор Михайлович. Он командовал дивизией народного ополчения Дзержинского района столицы. Владимир Фёдорович, старший сын в семье Орловых, сражался с врагом под Ленинградом. Будучи начальником штаба стрелкового полка, он погиб в первые месяцы войны у стен этого города. Под Ленинградом начал свой боевой путь и младший сын Василий. Закончив бронетанковую академию, он командовал полком, потом бригадой, гвардейским механизированным корпусом. Погиб Василий в марте 1945-го на территории Германии. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Третьего сына семьи Орловых - Евгения - война застала в геологической экс¬педиции. Потеряв жену и сына в осаждённом Ленинграде, он обивал пороги военкомата с просьбой отправить на фронт, чтобы мстить врагу за их смерть. Просьбу удовлетворили. Евгений командовал ротой, был танкистом, офицером связи. Дважды ранен. Войну прошёл от звонка до звонка и вернулся домой с орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени на груди.
Не отставала от братьев и их сестра Мария. Ещё до войны она окончила Военно-воздушную академию. В военную пору была инженером в известном женском авиационном полку ночных бомбардировщиков, которым командовала Герой Советского Союза Мария Раскова.
Дети Орловых воевали хорошо. Мать была довольна. Она и сама пошла бы на фронт, да годы не позволяли: ей было за шестьдесят. Но простая русская женщина нашла, чем помочь мужу, детям, всему народу. Она решила на личные сбережения построить танк. Для этого продала в доме все, что только можно было. Но вырученных денег оказалось мало. Оставалась одна ценная вещь - золотой портсигар - награда мужа за отличие в боях против Врангеля. Сдала и его. "Муж поймёт меня", - решила про себя патриотка. И эта ценная вещь пошла в Фонд обо¬роны Родины - на постройку боевой машины.
... В середине марта 1945 года наши войска готовились к решительной битве за Берлин. Накануне её на доукомплектование частей поступили новенькие боевые машины. В их числе был танк, построенный на личные сбережения Марии Иосифовны Орловой. По её просьбе боевая машина была направлена в соединение, где тогда служил её сын - полковник Василий Фёдорович Орлов. В своём письме, которое прибыло вместе с танком на фронт, Мария Иосифовна писала: "Примите от меня, старой русской женщины, в подарок эту боевую машину. Передайте её лучшему экипажу, и пусть он беспощадно громит заклятого врага".
Просьба Марии Иосифовны была выполнена. Генерал-полковник Лелюшенко, наш земляк, вручил танк передовому экипажу, которым командовал младший лейтенант Пётр Кашников. И назвали воины танк тепло, символично - "Мать-Родина". Это имя было выведено белой краской на башне боевой машины.
Вскоре экипаж младшего лейтенанта Кашникова вступил в бой. В схватке с пятью вражескими танками он вышел победителем. Уничтожив две "пантеры", танк Мать-Родина" вместе со своим подразделением продолжал преследовать ненавистного врага. Счёт его побед возрастал. А их к концу войны было много: уничтожено в боях 10 гитлеровских танков, 17 орудий, 2 бронетранспортёра, много другой вражеской техники и живой силы. Танк дошёл до Берлина и здесь салютовал в честь выдающейся Победы советского народа над фашизмом.
Рассказ о семье Орловых - это рассказ о мужестве и отваге простой русской семьи, славной русской женщины. И жаль, что такие подвиги в наши время стали забываться.
П. ПШЕНИЧНИК, полковник в отставке.
На снимке: экипаж Т-34 "Мать-Родина".
Слева - командир экипажа младший лейтенант П. Кашников.
Фото из архива автора.
В этой статье меня смутило только 2 момента :
Танк дошёл до Берлина и здесь салютовал в честь выдающейся Победы советского народа над фашизмом.
Как мы теперь знаем это не так!
и
На снимке: экипаж Т-34 "Мать-Родина". Слева - командир экипажа младший лейтенант П. Кашников.
1. Фото явно послевоенное. И фото из Эберсвальде. Может я и ошибаюсь, но очень похоже на боксы ТБ. На мой взгляд вдали справа здание казармы в которой в мои годы размещалась разведрота и рота связи.
2. А значит Петр Михайлович Кашников никак там не мог быть на фото он погиб 29 апреля 1945 года.
на фото ещё нет стены перед постаментом,интересно в каком году её построили???
Миша, на "\Соцсети\" нашёл фото Александр_Света Жогины, РМО 1987- 1989 годы.
Фото явно послевоенное
Вот на сайте "Оружие" (http://orugie.my1.ru/publ/2-1-0-85) фото танка "Мать-Родина" времён войны.
Как мне сообщил в личном письме автор (или админ сайта) Александр Сергеев это фото из книги "Оружие славы".
Обратите внимание, что на стволе "танки", а не звёздочки.
1. Фото явно послевоенное. И фото из Эберсвальде. Может я и ошибаюсь, но очень похоже на боксы ТБ. На мой взгляд вдали справа здание казармы в которой в мои годы размещалась разведрота и рота связи.
2. А значит Петр Михайлович Кашников никак там не мог быть на фото он погиб 29 апреля 1945 года.
к сожалению это обычно у журналистов, невнимательность в деталях, авось ни кто не заметит, злово умысла не вижу. но как в том анегдоте, осадок остается...
Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Танки Победы - Слава и Забвение. » Танк "Мать Родина"..