Что бы модеров не нервировать вставлю статейку по теме! Диспетчерский пункт международного аэропорта Рузине, Прага. Обычная ночная смена превращается в ночной кошмар: на экранах радаров приближается армада воздушных судов. Кто такие? Что происходит? По радиосвязи рычат команды на чешском языке: «Прекратить выпуск и приём самолетов, немедленно освободить взлетно-посадочную полосу».
За спинами диспетчеров хрустит и опрокидывается дверь, в помещение врываются вооруженные люди без знаков различия. Чехи, наконец, понимают, что происходит, — кое-кто успевает разбить радиотехническую аппаратуру. Диспетчерская вышка выведена из строя, но на летном поле уже вовсю бесчинствует спецназ ГРУ, приземлившийся за пару часов до высадки основных сил на борту «троянского коня» — гражданского самолета, запросившего аварийную посадку.
Небольшая потасовка возникает у здания пожарной команды аэропорта – предупрежденные с диспетчерского пункта, пожарники пытаются перегородить ВПП машинами и спецтехникой. Но столкнувшись лицом к лицу с вооруженным советским спецназом, поспешно отступают. Блокировано здание аэровокзала, перекрыты все выходы на поле и подходы к полосе. Успели!
А в небе над Прагой уже раскачиваются посадочные фары Ан-12. Первый пузатый транспортник заходит на посадку, разгрузка, считанные минуты – и самолет, ревя четырьмя моторами, уходит за подкреплением. По краям летного поля остаются лежать груды неиспользованных парашютов. Всего за последующие сутки в аэропорту Рузине приземлились 450 бортов с подразделениями 7 гв. воздушно-десантной дивизии…
«Если б нас ночью выбросили, то половину дивизии… Знаете сколько людей было на аэродромах, сколько самолетов, сколько людей бы я погробил?»
(генерал Лев Горелов, в то время командующий 7 гв. Вдд)
В Боевом уставе ВДВ практически не встречается слово «парашют». А в каждом пункте устава, посвященном десантированию, всегда предусмотрительно следуют уточнения: «выброска десанта (высадка десанта)» или «площадка приземления (аэродром)».
Устав писали умные люди, которые отлично знали военную историю и практику применения воздушных десантов в различных военных конфликтах.
Десантирование бронетехники парашютным способом. Фантастическое зрелище
Крупнейшая операция в истории отечественных ВДВ — Вяземская воздушно-десантная операция, проведенная силами четырех воздушно-десантных бригад и 250-го стрелкового полка РККА в январе-феврале 1942 г. И с этим событием было связано немало трагических и поучительных моментов.
Первая группа десантников была высажена в тыл немецких войск южнее Вязьмы 18 – 22 января 1942 г. Примечательно, что 250-й стрелковый полк высаживался (внимание!) посадочным способом. Благодаря успешным действиям десантников, через несколько дней в их расположение прорвался 1-й гвардейский кавалерийский корпус РККА. Обозначилась возможность окружения части немецких сил группы армий «Центр».
Для усиления советской группировки в тылу врага была экстренно высажена вторая группа десантников. К 1 февраля в указанных район было десантировано парашютным способом 2497 человек и 34 тонны груза. Результат оказался обескураживающим – груз был потерян, а на место сбора вышло всего 1300 десантников.
Не менее тревожные результаты были получены в ходе Днепровской воздушно-десантной операции – сильный зенитный огонь заставил самолеты подняться выше облаков, в результате, сброшенных с двухкилометровой высоты, 4500 парашютистов оказались рассеяны на площади в десятки квадратных километров. По результатам операции вышла директива следующего содержания:
Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела, ибо, как показывает опыт, выброска массового ночного десанта даже на своей территории сопряжена с большими опасностями.
Приказываю оставшиеся полторы воздушно-десантные бригады изъять из подчинения Воронежского фронта и считать их резервом Ставки.
И.СТАЛИН
Не случайно большая часть воздушно-десантных частей Красной Армии в ходе войны были переформированы в стрелковые. Аналогичные последствия имели массовые воздушные десанты на Западноевропейском театре военных действий. В мае 1941 года 16 тысяч немецких десантников, проявив исключительный героизм, смогли захватить остров Крит (операция «Меркурий»), но понесли настолько тяжелые потери, что военно-воздушные силы Вермахта навсегда выбыли из игры. А немецкому командованию пришлось расстаться с планами захвата Суэцкого канала с помощью парашютистов.
Тело убитого немецкого парашютиста, операция «Меркурий»
Летом 1943 года в неменее сложных условиях оказались американские парашютисты: во время высадки на Сицилию они из-за сильного ветра оказались в 80 километрах от намеченной цели. Еще меньше повезло в тот день англичанам – четверть британских десантников утонули в море.
Что ж, Вторая мировая война закончилась давно – с тех пор средства высадки, системы связи и управления радикально изменились в лучшую сторону. Давайте рассмотрим парочку более свежих примеров:
Вот, например, израильская элитная парашютно-десантная бригада «Цанханим». На счету этого подразделения имеется один успешный парашютный десант: захват стратегически важного перевала Митла (1956 год). Однако и здесь есть ряд противоречивых моментов: во-первых, десант был точечным – всего пара сотен парашютистов. Во-вторых, десантирование проходило в пустынной местности, изначально без какого-либо противодействия противника.
В последующие годы парашютно-десантная бригада «Цанхаим» никогда не применялась по назначению: бойцы ловко прыгали с парашютом во время учений, но в условиях настоящих боевых действий (Шестидневная война или Война Судного дня) предпочитали передвигаться по земле под прикрытием тяжелой бронетехники, или проводили точечные диверсионные операции с использованием вертолетов.
Воздушно- десантные войска являются высокомобильным родом Сухопутных войск и предназначены для выполнения задач в тылу противника в качестве воздушных десантов
(Боевой устав ВДВ, п.1)
Советские десантники неоднократно принимали участие в боевых операциях за пределами СССР, участвовали в подавлении мятежей в Венгрии и Чехословакии, воевали в Афганистане и были признанной элитой Вооруженных сил. Однако реальное боевое применение ВДВ здорово отличалось от того романтического образа парашютиста, спускающегося с небес на парашютных стропах, как это было широко представлено в массовой культуре.
Подавление восстания в Венгрии (ноябрь 1956 г.):
- бойцы 108-го гвардейского парашютно-десантного полка были доставлены на венгерские аэродромы Текель и Веспрем, и тут же захватили стратегически важные объекты. Теперь, завладев воздушными воротами, можно было легко получать помощь и подкрепления и развивать наступление вглубь территории противника.
- 80-й гвардейский парашютно-десантный полк прибыл на границу с Венгрией по железной дороге (станция Берегово), оттуда походной колонной совершил 400-км марш до Будапешта;
Подавление восстания в Чехословакии (1968 г.):
В ходе операции «Дунай» советские войска, при поддержке болгарских, польских, венгерских и немецких подразделений за 36 часов установили контроль над Чехословакией, проведя быструю и бескровную оккупацию страны. Именно события 21 августа 1968 г., связанные с блестящим захватом международного аэропорта Рузине, стали прологом к данной статье.
Помимо столичного аэропорта, советский десант захватил аэродромы Туржани и Намешть, превратив их в неприступные укрепленные пункты, куда из СССР нескончаемым потоком прибывали все новые и новые силы.
Введение войск в Афганистан (1979 г.):
Советский десант в считанные часы захватил все важнейшие аэродромы этой среднеазиатской страны: Кабул, Баграм и Шиндад (Кандагар был захвачен позже). Уже через несколько дней туда прибыли крупные силы Ограниченного Контингента Советских Войск, а сами аэродромы превратились в важнейшие транспортные порталы для доставки вооружения, техники, топлива, продовольствия и снаряжения для 40-й армии.
Оборона аэродрома организуется отдельными ротными (взводными) опорными пунктами с расположенными в них противотанковыми средствами и средствами противовоздушной обороны на направлениях вероятного выдвижения противника. Удаление переднего края опорных пунктов должно исключать поражение самолетов на взлетно-посадочной полосе огнем прямой наводкой танков и орудий противника. Промежутки между опорными пунктами прикрываются минно-взрывными заграждениями. Подготавливаются маршруты выдвижения и рубежи развертывания резерва. Часть подразделений выделяется для действий из засад на путях подхода противника.
(Боевой устав ВДВ, п. 206)
Чёрт возьми! Это даже прописано в Уставе.
Чем вылезать на морской берег, покрытый колючками или прыгать с заоблачных высот в неизвестность, гораздо проще и эффективнее приземлиться в столичном аэропорту на территории противника, окопаться, и за одну ночь перебросить туда дивизию «псковских головорезов». Становится возможной оперативная доставка тяжелой бронетехники и другого громоздкого снаряжения. Десантники своевременно получают помощь и подкрепления, упрощается эвакуация раненых и пленных, а удобные транспортные пути, связывающие столичный аэропорт с центром страны делают этот объект поистине бесценным в любой локальной войне.
Единственный риск – противник может догадаться о планах и в последний момент заблокировать взлетно-посадочную полосу бульдозерами. Но, как показывает практика, при должном подходе к обеспечению секретности, никаких серьезных проблем не возникает. Наконец, для страховки можно использовать передовой отряд, замаскированный под «мирный советский трактор», который наведет порядок на летном поле за несколько минут до прибытия основных сил (тут открывается широкий простор для импровизаций: «аварийная» посадка, группа «спортсменов» с черными сумками «Адибас» и т.д.)
Подготовка захваченного аэродрома (посадочной площадки) к приему десанта и материальных средств заключается в расчистке взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек для посадки самолетов (вертолетов), выгрузки из них техники и грузов и оборудовании подъездных путей для транспортных средств.
(Боевой устав ВДВ, п. 258)
Собственно, ничего нового здесь нет – гениальная тактика с захватом аэропорта появилась еще полвека назад. Будапешт, Прага и Баграм – яркие подтверждения этой схемы. По такому же сценарию высаживались американцы в аэропорту Могадишо (гражданская война в Сомали, 1993 год). По такому же сценарию действовали миротворческие силы в Боснии (взятие под контроль аэропорта «Тузла», начало 90-х), который был впоследствии превращен в главную опорную базу «голубых касок».
Российские десантники выгружают технику. Аэропорт Тузла, Босния
Главной задачей «Броска на Приштину» — известного рейда российских десантников в июне 1999 г. был … кто бы мог подумать! … захват аэропорта «Слатина», куда ожидалось прибытие пополнения – до двух полков ВДВ. Сама операция была проведена блестяще (ее бесславный финал уже не имеет отношения к теме данной статьи, т.к. носит явный политический, а не военный окрас).
Разумеется, приём «захват столичного аэропорта» годится только для локальных войн с заведомо слабым и неподготовленным противником.
Повторить такой фокус в Ираке было уже нереально – войны в Персидском заливе шли в духе старых традиций: авиация бомбит, танковые и моторизованные колонны рвутся вперед, в случае необходимости в тылу противника высаживаются точечные группы десанта: спецназ, диверсанты, авиакорректировщики. Однако ни о каких массовых выбросках парашютистов речи никогда не шло. Во-первых, в этом не было никакой необходимости.
Во-вторых, массовый парашютный десант в наше время — неоправданно рискованное и бессмысленное мероприятие: достаточно вспомнить цитату генерала Льва Горелова, который честно признавался, что в случае десантирования парашютным способом, могла погибнуть половина его дивизии. А ведь у чехов в 1968 г. не было ни С-300, ни ЗРК «Пэтриот», ни переносных «Стингеров»…
Псковские десантники готовятся к десантированию, 2005 г.
Использование парашютных десантов в Третьей мировой войне представляется еще более сомнительной затеей. В условиях, когда даже сверзхвуковые истребители подвергаются смертельному риску в зоне огня современных зенитно-ракетных комплексов, надеяться что огромный транспортный Ил-76 сможет долететь и высадить десант под Вашингтоном… Народная молва приписывает Рейгану фразу: «Я не удивлюсь, если на второй день войны увижу на пороге Белого дома парней в тельняшках и голубых беретах». Не знаю, говорил ли президент США такие слова, но термоядерный боеприпас через полчаса после начала войны он получит гарантированно.
Исходя из исторического опыта, десантники отлично проявили себя в составе десантно-штурмовых бригад – в конце 60-х быстрое развитие вертолетной техники позволило разработать концепцию применения десантов в ближних тылах противника. Точечные вертолетные десанты сыграли немалую роль в Афганской войне.
За последние 30 лет в российском обществе сформировался своеобразный образ десантника: по каким-то неясным причинам десант не «висит на стропах», а сидит на броне танков и БМП во всех горячих точках.
Все верно – ВДВ, краса и гордость Вооруженных сил, являясь одним из наиболее подготовленных и боеспособных родов войск, регулярно привлекаются к выполнению задач в локальных конфликтах. При этом десант применяется как мотопехота, совместно с подразделениями мотострелков, спецназа, ОМОНа и даже морской пехоты! (Ведь не секрет, что российские морпехи участвовали в штурме Грозного).
5-я рота 350-го гв. воздушно-десантного полка, Афганистан
Отсюда возникает резонный обывательский вопрос: если за последние 70 лет ВДВ никогда, ни при каких обстоятельствах, не применялись по прямому назначению (а именно: массированная высадка парашютистов), то зачем ведутся разговоры о необходимости специфических систем, пригодных к десантированию под куполом парашюта: боевой машины десанта БМД-4М или противотанковой САУ 2С25 «Спрут»?
Если десант всегда применяется как элитная мотопехота в локальных войнах, то не лучше ли вооружить парней обычными танками, тяжелыми САУ и БМП? Действовать на переднем крае без тяжелой бронетехники – предательство, по отношению к солдатам.
Взгляните на Корпус морской пехоты США – американские морпехи забыли запах моря. Корпус морской пехоты превратился в экспедиционные силы — своеобразный «спецназ», подготовленный для действий за пределами США, со своими танками, вертолетами и авиацией. Основная бронетехника «морской пехоты» — 65-тонный танк «Абрамс», груда железа с отрицательной плавучестью.
БМД-4М. Красивая машина, но одно попадание пули ДШК разорвет гусеницу
Стоит заметить, что отечественные ВДВ также выполняют роль сил быстрого реагирования, способных прибыть в любую точку мира и вступить в бой сразу по прибытию на место. Ясно, что десантникам в этом случае необходимо специальное транспортное средство, но зачем нужна именно алюминиевая БМП-4М, по цене трех танков Т-90? Которая, в конечном итоге, поражается самыми примитивными средствами: выстрелами ДШК и РПГ-7.
Отредактировано VADYM (2013-03-10 13:06:34)