Владимир Белорус написал(а):в 1999 разработка истребителя была возобновлена и во многом это связано с тем, что Индия пожелала обзавестись новым авианосцем, если быть точнее, то Россия предложила индийской стороне перестроенный в авианосец авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» и полностью укомплектованное авиакрыло, состоящее из одноместных истребителей МиГ-29К и двухместных МиГ-29КУБ. Индийцев такое предложение заинтересовало и в дополнение к контракту о приобретении «Адмирала Горшкова», переименованного в «Викрамадитью», в 2004 году был заключен контракт и на поставку 16 истребителей МиГ-29К/КУБ. Однако самолет ещё не был, что называется, доведен «до ума» и ушло ещё четыре года, прежде чем первый серийный МиГ-29К впервые поднялся в воздух.
Некоторое дополнение к сообщению Владимира -
«Викрамадитья» (санскр. विक्रमादित्य) — авианосец ВМС Индии, сменивший авианосец «Вираат», выработавший свой ресурс. «Викрамадитья» стал флагманом ВМФ Индии; его перестройку осуществило Северное машиностроительное предприятие в Северодвинске из тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. 16 ноября 2013 года корабль передан ВМС Индии.
Содержание
1 История
2 Состояние после перестройки
3 Авария 17 сентября 2012
4 В индийском флоте
5 Будущее
6 Примечание
7 Ссылки
История
После вывода из состава флота Индии в 1997 г. лёгкого авианосца «Викрант» встал вопрос о его замене, а также замене самолётного парка палубной авиации. Имеющийся и списанный авианосцы Индии могли принимать на борт самолёты массой не более 20 тонн, поэтому при рассмотрении вопроса о типе нового корабля было принято решение о приобретении небольшого авианесущего корабля с массой принимаемых летательных аппаратов до 30 тонн и количеством не более 40. Формально под этот тип попадал «Клемансо» (готовящийся пойти на слом во Франции), но ресурс этого корабля был исчерпан полностью. Ещё в середине 90-х годов индийское правительство заинтересовалось авианесущим крейсером «Адмирал Горшков» с перспективой комплектования его Як-141 или Harrier. К концу 90-х годов России удалось договориться с Индией о продаже полного комплекта: авианосца, авиакрыла, нового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также инфраструктуры на военно-морской базе приписки корабля. При этом в начале 2000-х годов уже стоял вопрос о дарении корпуса корабля при условии оплаты его модернизации в полноценный авианосец и закупки авиапарка для корабля.
В 2008 году в СМИ появился слух[2] о возможной покупке Индией американского «Китти Хок» вместо российского «Адмирал Горшков» для использования в военных целях, но и этот авианосец свой ресурс (как и французский «Клемансо») выработал полностью.
После передачи корабля Индии авианосец выполнил переход из Северодвинска на базу в Карвар. 26 ноября 2013 года он покинул Северодвинск, 16 декабря находился в Лиссабоне. 8 января 2014 года «Викрамадитья» прибыл в Индию.[3]
Состояние после перестройки
Авианосец построен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение и вместо авианесущего крейсера стал полноценным авианосцем. По словам президента «Объединённой судостроительной корпорации» Алексея Рахманова, авианосец был фактически построен заново: «Интересно, насколько живучей оказалась версия, что это было переоборудование авианесущего крейсера, построенного на верфях в Николаеве. На самом же деле мы его строили заново. Когда корабль поставили к причальной стенке „Севмаша“, вычерпали несколько десятков тонн мазута из трюма и разобрали хлам, то поняли: ничего, кроме частичной обшивки корпуса, в этом пароходе не осталось.»[4]
В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное. Перестройке также подвергся ангар. На палубе корабля установлен трёхтросовый аэрофинишер, трамплин и оптическая система посадки, два подъёмника. Принимать на борт авианосец сможет самолёты массой до 25 тонн, среди них МиГ-29К, С-54/55/56, Rafale-M, F/A-18. Также на авианосце будут присутствовать вертолёты Ка-28 и Ка-31, возможно базирование индийских вертолётов HAL Dhruv и российских Ка-60 (Ка-62) «Касатка».
По состоянию на август 2009 года, на Севмаше в работах по модернизации авианосца было задействовано 45 индийских специалистов.[5]
В феврале 2010 года генеральный директор Николай Калистратов и группа специалистов «Севмаша» посетили Черноморский судостроительный завод в Николаеве.[6] По результатам переговоров на Севмаш для передачи опыта были приглашены трое сотрудников Черноморского судостроительного завода, в том числе и главный строитель перестраиваемого авианосца Евгений Михайлович Ентис.[6]
В июне 2010 года на авианосец прибыл макет истребителя МиГ-29К массой 12 т.[7] Макет предназначен для проведения межведомственных испытаний на палубе корабля.[7] В частности, для проверки удерживающего устройства, используемого при старте самолёта.[7]
Передача корабля индийскому ВМФ планировалась на 4 декабря 2012 года. В сентябре 2011 первый выход в море перенесён с ноября 2011 на конец мая 2012.[8][9]
8 июня 2012 года авианосец «Викрамадитья» впервые вышел в море на полномасштабные испытания[10]. Испытания оказались крайне неуспешными — вышла из строя силовая установка из-за разрушения кирпичной теплоизоляции четырёх котлов, в результате потребовался серьёзный ремонт всей силовой установки корабля.
29 июля 2012 года авианосец «Викрамадитья» наряду с судами Северного флота участвовал в параде кораблей в Североморске, приуроченном к празднованию Дня Военно-морского флота России.
Повторные ходовые испытания в Белом и Баренцевом морях состоялись с 3 июля по 20 сентября 2013 года и прошли успешно. В частности, прошла корабельная практика индийского экипажа в количестве 875 человек и состоялись летные испытания палубной авиации, включая взлёты и посадки в ночных условиях[11].
16 ноября 2013 года Россия передала Индии авианосец «Викрамадитья». Торжественная передача корабля прошла на судостроительном предприятии «Севмаш». На авианосце спустили российский флаг и подняли индийский, а жена нового командира корабля Сураджа Берри разбила о борт «Викрамадитьи» кокос.[12]
26 ноября 2013 года авианосец отправился из Северодвинска в Индию.[13] На борту корабля, помимо индийского экипажа, находятся около 180 представителей «Севмаша» и представителей предприятий-субподрядчиков.[14]
В рамках сотрудничества с ВМС Индии, ОАО «ПО „Севмаш“» обеспечил авианосец «Викрамадитья» запасными частями, инструментом и принадлежностями (ЗИП), предназначенными для обеспечения надёжной эксплуатации корабля. ЗИП был сформирован за 13 поэтапных отгрузок в период с 2011 по 2014 годы. В частности, летом 2014 года была произведена отгрузка гребных валов.
Контракт на модернизацию и поставку "Викрамадитья" ВМСИндии был заключен в 2004 году, спустя восемь лет после вывода авианосца из состава ВМФ России. Согласно первоначальным условиям сделки, общая стоимость переоборудования крейсера должна была составить 1,5 миллиарда долларов. Половина указанной суммы должна была пойти на покупку палубных истребителей МиГ-29К/КУБ.
Корабль строился почти заново почти 9 лет. Нормальное время для такой работы, хотя должен был построен гораздо раньше.