сержант-1 написал(а):К сожалению, такие эпизоды были очень редкими из-за очень малого радиуса действия наших самолетов и из-за убогости авиационного тыла, не позволяющих кошмарить с воздуха немецкие войска на всю глубину крупных наступлений наших войск. Уже после недели-другой наступления наши войска, выходили из этого радиуса, а на них уже набрасывалась немецкая авиация с зеркальным результатом.
Еще в летних "Сталинских ударах" 44-го года наша авиация эффективно поработала (тоже — лишь в первый период операции, к сожалению) в Белорусской операции "Багратион".
Была, наконец, осознана главная причина более, чем полугодовых безуспешных попыток ликвидации "Белорусского балкона" с огромными потерями наших войск, где основным средством обороны немцев была мощнейшая артиллерия, обеспеченная способностью выстреливать по нашим наступавшим войскам по 3000 тонн снарядов в сутки (это, для сравнения, почти вчетверо больше, чем в самые напряженные дни боев под Сталинградом).
На этом направлении у немцев была развитая сеть ж/д транспорта в направлении Варшавы и Берлина позволяющая перевозить из рейха большие массы снарядов крупного калибра, несмотря на всех "белорусских партизан" из нашей пропаганды.
Поскольку, только нашей артиллерией — с относительно малыми калибрами, со скромной дальнобойностью, с плохой организацией её массированного применения и взаимодействия с пехотой, а также со слабой пропускной способностью дорог, чтобы обеспечить большой расход снарядов — забить её, как мамонта, не представлялось возможным, наше командование сосредоточило к периоду хорошей погоды (в другую у нас это не получалось) более 6000 самолетов в четырех воздушных армиях, возложив на авиацию борьбу с немецкой артиллерией.
И это, в кои веки, получилось!
В этом сражении (особенно в его начальной стадии, пока хватало радиуса самолетов и ресурса матчасти), пожалуй, впервые с начала войны сказала свое слово наша авиация, играя на многих участках наступления иногда решающую роль. Она успешно выводила из игры немецкую артиллерию и парализовала большинство мероприятий по маневру немецких войск в их ближних тылах в условиях слаборазвитой дорожной сети лесисто-болотистой местности.
Эффективность работы по артиллерийским позициям отмечалась также в документах противника. В отчете о действиях немецкой 9-й армии, написанном по горячим следам событий, отмечалось: "...Особенно примечательным было использование превосходящих сил авиации, которая действовала с неизвестным ранее размахом и часами подавляла нашу артиллерию, которая была практически беззащитной против безостановочных бомбежек и штурмовых атак. Тем самым главное оружие обороны в решающий момент оказалось выведено из строя...".
Кроме этого, при начале отвода немецких войск после наших прорывов, авиация устроила немцам огромные пробки на немногочисленных дорогах в ближних немецких тылах, не дав им организованно отойти для занятия тыловых оборонительных рубежей.
Особенно отличилась в этом 4-я ВА (высвобожденная, наконец, с "тылового" фронта на Тамани и в Крыму), устроившая своими штурмовиками и бомбардировщиками, отходящим в междуречье Днепра и Березины войскам немцев — невиданное до этого ими на нашем фронте, жуткое побоище на лесных дорогах с огромными массами уничтоженной техники и личного состава (летали, правда, тоже уже на пределе радиуса штурмовиков).
Но, увы, как обычно, такая воздушная поддержка была лишь до Березины, незанятый войсками рубеж немецкой обороны по которой нашим войскам еще удалось захватить практически с ходу.
Уже через неделю (29-го июня) захват нашими кавалеристами плацдармов на Березине в зоне ответственности 1-й ВА проходил под сильными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации немцев. Видимо, им удалось за неделю боев перебросить на это направление некоторые свои авиачасти, ибо у немцев, к началу этой операции, всей этой нашей огромной армаде самолетов противостояли лишь чуть более 30 истребителей из единственной авиагруппы, а наша истребительная авиация уже не доставала до этого района из-за своего малого радиуса действия и неповоротливости тылов в организации передовых площадок базирования (эту проблему до конца войны решить так и не удалось).
А 1-я ВА имела в своем составе, однако, более чем 1900 самолетов. Из них 840 истребителей. Было даже в каждом корпусе этой армии по два радиолокатора с ленд-лизовской аппаратурой связи и наведения истребителей.
[edit]undefined[/edit]
Отредактировано сержант-1 (2019-02-22 07:25:28)