Чтобы не забалтывать тему высокой политикой и общеавиационным ликбезом, на что постоянно сводят любую конкретику мои уважаемые собеседники, попробую все же вернуться к теме.
Раз уж с подачи уважаемого Николая Валентиныча речь зашла о факте применения американской палубной авиации против объектов северокорейской энергетики, то там я упомянул про многоцелевой палубный ударный самолет "Скайрейдер" АD с разными цифровыми индексами АD-1, АD-2 —:— АD-7 . Это был и торпедоносец, и пикирующий бомбардировщик, и штурмовик — "в одном флаконе", предназначенный для базирования на ударных авианосцах. Создан он был, как и большое количество очень удачных и востребованных самолетов, талантливым инженером Эдвардом Хайнеманном. Будет настроение, расскажу желающим и о других его, без всякого преувеличения, выдающихся машинах.
Поскольку задание на его проектирование фирмой "Дуглас" было получено лишь примерно за год до окончания войны, то до её окончания в строй он войти не успел. Но зато в его конструкции был воплощен опыт всей войны на тихоокеанском ТВД, что определило его длительную боевую карьеру во множестве послевоенных конфликтов, хоть и был он с поршневым движком. С вооружения в США, он был снят уже аж после Вьетнамской войны, а у некоторых других его покупателей был на вооружении и в 80-е годы.
Этот одномоторный самолет этот имел максимальную скорость далеко за 500 км/час, боевой радиус около 1000 км, высокую маневренность, благодаря прочной конструкции. Возможная боевая нагрузка у него была свыше 3-х тонн, для чего имел 15 точек подвески оружия или дополнительных топливных баков — для любых вариантов боевого применения. Кроме этого, имел четыре 20-мм встроенных пушки, которыми, кроме уничтожения автомобилей, паровозов или даже слабозащищенных бронемашин, мог постоять за себя и при самозащите от истребителей. И это все при том, что был он палубным, что предполагало очень крепкое шасси для палубных посадок, которые проходят без гашения вертикальной скорости снижения выравниванием, как садятся сухопутные самолеты, а также наличие посадочного гака и складного крыла. На счету наших МиГов, кстати, сбитых "Скайрейдеров" практически нет, ибо они для реактивных истребителей слишком уж сложные цели.
Помимо чисто ударных одноместных вариантов (в числе которых был и вариант носителя тактического ЯО), строился и во множестве др. вариантов (многоместные самолеты РЭБ, ДРЛО с огромным локатором, ночные охотники для блокирования прифронтовых коммуникаций) и пр. и пр.
Востребован был настолько, что, несмотря на быстрый переход на реактивную тягу всей послевоенной авиации, серийно строился до 1957-го года.
В Корейскую войну применялся он не только, как пикировщик для поражения точечных целей, вроде мостов электростанций и промышленных объектов, не только, как самолет РЭБ и ДРЛО для обеспечения их ударов, но и как ночной блокировщик железнодорожных перегонов и участков автодорог между многочисленными в Сев. Корее тоннелями, в которых из-за невозможности дневного движения отстаивались поезда и автоколонны. Для этого над такими участками протяженностью 60-70 км всю ночь, сменяя друг друга, летая с авианосцев, барражировали пара «Скайрейдеров». Один с малой высоты обнаруживал "движняк" и сбрасывал САБ, а другой с высоты наносил удар по освещенным поездам или автомобилям. После этого самолеты менялись местами. Осветитель набирал высоту для следующего удара, и снизившийся пикировщик приступал к разведке следующей цели.
Вот типовой пример уничтожения ими 180-метрового моста через горное ущелье, на ж/д ветке, ведущей на наш Дальний Восток. Авиаразведка выявила его активное использование зимой 51-го года.
Первый налет восьмерки "Скайредеров" 2-го марта оказался неудачным. На следующий день с авианосца "Принстон" на него полетела уже эскадрилья в полном составе. Отбомбившись 900-килограммовыми бомбами, обрушили один из шести пролетов и повредили еще три.
Трудолюбивые корейцы, подведя деревянные конструкции восстановили пролет и отремонтировали поврежденные. 14-го марта фоторазведка установила, что скоро движение может быть восстановлено. 15-го "Скайрейдеры" зажигательными баками сожгли все эти деревянные конструкции. Но корейцы вновь начали восстановительные работы, что заставило 2-го апреля нанести столь мощный удар, что уже весь мост рухнул на дно ущелья и больше до конца войны не восстанавливался.
Был даже пример применения этими самолетами торпед по шлюзам одного из водохранилищ регулирующего уровень сразу двух рек в прифронтовой зоне. Подъем их уровня приносил много проблем при наступлениях южан, а сброс уровня облегчал переправы наступавшим коммунистам. Первый удар авиабомбами "Скайрейдеров" авианосца "Принстон" хоть и повредил плотину, но шлюзы уцелели. Тогда вспомнили, что "Скайрейдер»" еще и торпедоносец.
На следующий день на эту цель полетели уже восемь этих самолетов с торпедами, которые с заданием справились. Шесть из восьми торпед ударили в основание плотины, один шлюз разбив полностью, а другой сильно повредив, что надолго лишило северокорейцев этого козыря. Многие самолеты имели повреждения, т.к. перед сбросом торпед приходилось долго лететь в нескольких метрах над водой в узком ущелье, со склонов которого стреляло все, что могло стрелять. Можно приводить еще очень много примеров их удачной боевой работы на протяжении всей той войны, но факт тот, что наши МиГи им ни разу не помешали.
Стоит упомянуть и о том, что работали они и в довольно суровых зимних условиях зимы с 50-го на 51-й с обледенелых палуб, а также с палуб заваленных снегом, который весь экипаж перед полетами лопатил в море....
Так он выглядел:
очень характерен первый снимок, на котором сразу два произведения Хайнеманна: Поршневой штурмовик 40-х "Скайрейдер" и реактивный штурмовик "Скайхок" 60-х годов на палубе одного и того же авианосца.
Сказать, что ничего похожего по эффективности у нас не было, — значит, ничего не сказать...
Наш его современник примерно такого класса одномоторных ударных самолетов — это лишь штурмовик Ил-10, который рядом с со "Скайрейдером" выглядит лишь безобидным "голубем мира". Даже не хочется приводить его данные для иллюстрации этого ....
Это, впрочем, показала и война в Корее, когда примерно сотня этих Илов, имеющаяся у северокорейцев на её начало, бесславно сгинула лишь в нескольких попытках своего применения, не оказав на ход той войны никакого влияния.
Отредактировано сержант-1 (2021-05-16 19:11:28)