сержант-1 написал(а):Патрон 8-мм калибра выпускался вовсе не для трофейных "Манлихеров", уже само наличие которых в приличных количествах, на вооружении некоторых тыловых частей Императорской армии говорит об успешности войны против Австро-Венгрии.
Может кому покажется интересным, раз мы вскользь упомянули об этом оружии, стоявшем некоторое время (хоть и в ограниченных масштабах) на вооружении нашей Армии.
Интересно, что этот французский (по существу) патрон созданный еще до начала применения бездымного пороха послужил образцом для нашего, примененного для нашей магазинной винтовки капитана Мосина (обр.1891-го), известного впоследствии, после ряда его усовершенствований и перехода на остроконечную пулю, как патрон обр. 1908-го. Но у нас он выпускался, в соответствии с применяемой тогда в России дюймовой системой мер, чуть уменьшенного калибра. Это был калибр в три линии (7.62 мм). Именно по этому калибру винтовка неофициально и называлась "Трехлинейкой", чтобы поначалу отличаться от однозарядной винтовки Бердана калибра 4,2 линии (10,7 мм), на смену которой она пришла в Российскую Армию. Но название это оказалось столь прилипчивым, что она сохранила его на десятилетия после того, как о "Берданке" все позабыли. По сути же, "Трехлинейками" (калибра 7,62 мм) было все наше оружие 20-го века, вплоть до появления автоматного патрона калибра 5,45 мм, да и по сей день ими являются все пулеметы (от ПК и "Печенега" — до танковых) и "снайперка" СВД.
А что по самой этой винтовке Манлихера — то она была намного совешеннее хоть нашей обр. 1891-го г., хоть даже немецкой системы Маузера (К-98). Дело в том, что у неё был прямоскользящий затвор, требующий для перезарядки лишь возвратно-поступательного движения руки. Поворот запорной части затвора, как у автомата Калашникова, осуществлялось поворотом ее при скольжением по спиральной части остова при досылании патрона. Помимо этого, патроны в магазин не требовалось выталкивать из обоймы или снаряжать его поштучно, как у других винтовок, а в магазин вталкивалась готовая пятипатронная "пачка", что уже много позже, во времена Второй Мировой, было применено в американской самозарядке Гаранда. Только пустая пачка после расхода патронов не вылетала вверх, как у Гаранда, а просто выпадала вниз.
Все это обеспечивало этой "Манлихеровке" непревзойденную (до появления самозарядок) скорострельность в 30 прицельных выстрелов в минуту (50 выстрелов без прицеливания). Помимо этого, она, в отличие от нашей винтовки обр.1891-го г., имела весьма надежный и удобный предохранитель, не хуже, чем у немецкой К-98. При этом была она легче как нашей винтовки (почти на килограмм), так и немецкой, находящейся гдей-то посерёдке между ними.
Была она, правда, сложнее в производстве и в освоении тупыми солдатами (это просматривается по "Бравому солдату Швейку"), что привело к постепенной замене её в Автро-Венгерской армии Первой Мировой немецкой К-98.