А вот взгляд на эти события с нашей стороны:
Под Гульском находился один из самых интересных и сильных объектов во всей так называемой “линии Сталина”. Им являлась укрепленная группа, состоящая из ряда мощных дотов. Она уступала по размерам и огневой мощи только укрепленной группе Могилев-Ямпольского Ура в районе села Серебрия Могилев-Подольского района Винницкой области. На момент прорыва укрепленный район возле села Гульск находился без частей прикрытия, они появились в этом районе только 3 июля 1941 года, не пробыв на позициях и 23 часов, полевые части снялись и отступили, предоставив бойцов укрепрайона самим себе. А еще оборонительные сооружения в районе села Гульск называются «Минами». Сооружения двух Гульских «Мин» были встроены в холмы, которые господствуют над рекой Случ, и состояли из нескольких железобетонных пулеметных и артиллерийских точек, выходивших на поверхность земли.
Для борьбы с бронецелями планировалось использование двух противотанковых пушек, для которых в одном из входов “мины” были оборудованы укрытия. В случае необходимости пушки выкатывались из укрытий на открытую позицию.
Точки были вооружены пулеметами «Максим» и прикрывали огнем западные подходы к реке. В точках имелись вертикальные шахты, которые связывали боевые казематы, что были на поверхности с системой подземных галерей (потерн).
Туннели прорубались в склонах холмов и размеры их должны были быть достаточны, чтобы человек мог свободно двигаться в них в полный рост. В туннелях оборудовались внутренние оборонительные заслоны на случай, если противник проникнет в туннельную сеть.
«Мина» включала в себя также группу подземных помещений, примыкающих к главной потерне, которые часто были просто вырублены в граните. В этих помещениях размещались командный пункт, лазарет, склады, туалеты и умывальные комнаты, колодец, узел связи, котельная, вентиляционное оборудование, комнаты отдыха, площадь которых обычно позволяла разместить только часть гарнизона. Имелся также запасной выход и подъемник боеприпасов. Протяженность подземных тоннелей только одной «Мины» составляет 536 м, общая протяженность подземных выработок 688 м.
Впечатляет вся мощь оборонительных сооружений и та инженерная работа, которая была проделана при их постройке. Не смотря на отсутствие внутреннего интерьера того времени (в тоннелях любителями поживиться, снято все, включая металлические предметы, дерево), если подключить воображение можно представить все то, чем жила «Мина». Внутренние помещения сохранились довольно в сносном состоянии. Практически везде есть изначальная белая штукатурка, местами на полу имеется кафель. Завораживает протяженность всех тоннелей. Пересекая их думаешь как бы не заблудится и хочется поскорее выбраться через вертикальную шахту (оборудована металлическими скобами) на поверхность. В тоннелях можно ходить в полный рост, на стенах по левую и правую стороны имеются крюки для крепления электрических кабелей и тепло систем. Оборудованы места для туалетов и выгребные ямы. В помещении силовой подстанции находятся бетонные тумбы, на которых в свое время были установлены генераторы. Был обнаружен достаточно глубокий колодец для забора воды. Есть помещение, в котором находились огромные баки для хранения воды, внизу которых было несколько кранов для пополнения водой солдатских фляг. Для безопасности тоннели построены не прямые, а имеют резкие повороты, которые предназначены что бы сократить дистанцию возможного обстрела в случае проникновения в потерны противника. При повороте установлено бетонное перекрытие с двумя небольшими бойницами для прицельного ведения огня. Имеются цифровые обозначения и надписи на немецком – Zum Ausgang (пер. к выходу). Данные надписи немцы оставили по окончании боев и детального осмотра Новоград-Волынского УРа, присвоив при этом его объектам свою нумерацию. Гульские «мины» получили обозначение «Werkgruppe А» и «В».
Анализируя собранные данные можно прийти к выводу, что перед нападением немцев оборонительные сооружения имели ряд существенных недостатков:
- малое количество артиллерийских сооружений для 76,2-мм орудий и, следовательно, слабая поддержка линии обороны (всего 39 капонирных орудий на 120 км обороны);
- крупнейшим просчетом наших проектировщиков стало оборудование воздухозаборных устройств в виде вертикальных шахт, выходящих на ничем не защищенную поверхность холма. Вся защита их состояла всего-навсего из железобетонных кубов с четырьмя воздухозаборными отверстиями;
«Кубы» оголовков вентиляционных труб. Эти кубы и стали ахилесовой пятой укрепления.
- маломощные фильтровентиляционные установки, которые не могли справиться с большой массой пороховых газов во время проведения боевых действий;
- неукомплектованость средствами, для ведения боя в ночных условиях (прожектора, пусковые устройства осветительных ракет);
- слабым местом являлась также броневая защита амбразур огневых точек, уже не отвечавшая условиям боя 1941 года;
- полное отсутствие противотанковых заграждений и долговременных сооружений для противотанковой артиллерии;
- отсутствие полностью круговой обороны и малая глубина полосы долговременной обороны на большинстве участков, что создавало большую угрозу всему укрепрайону даже в случае уничтожения противником всего нескольких дотов.
- до начала войны многое вооружение самое ценное внутреннее оборудование укрепленного района было снято и находилось на складах без соответствующего ухода, на момент проведения боевых действий часть его так и осталась на складах. К тому же, определенное количество вооружения и оборудования в 1941 году отправили в другие укрепрайоны.
- в мирное время штатный состав Новоград-Волынского УРа был сокращен до минимума, количества людей было недостаточно для ухода за оборудованием, которое осталось в дотах и, оно начало приходить в негодность.
- имел место слабый профессиональный уровень младшего командного звена, подготовка личного состава укреплений в 1941-м году была недостаточной, призыв и заполнение всех объектов укрепрайона был предусмотрен за счет приписного состава, были проведены учебные сборы для ознакомления с объектами и функциональными обязанностями. Однако такие сборы, не могли заменить каждодневную боевую подготовку постоянных гарнизонов. С первых же дней войны за счет приписного состава гарнизон УРа был развернут до штатной численности. Тем не менее, не все сооружения были заняты гарнизонами полного состава.
Задача Гульских «мин» состояла в том, чтобы прикрыть имевшуюся здесь переправу через реку Случь, а также прикрытие железнодорожного моста. В случае захвата переправы противником он выходил на железную дорогу и шоссе, ведущие прямо на Житомир и далее столицу Украины город Киев.
Но надежды командования Красной Армии удержаться на линии укрепрайонов не оправдались. 5 июля 1941 года передовые части немецких войск начали бои в Новоград-Волынском укрепрайоне, к 7 июля 1941 года оборонительная линия в ряде мест была прорвана, в том числе в районе села Гульск.
Нельзя считать, что войска Красной Армии так просто оставили село Гульск. Командованием 5-й армии было предпринято ряд контратак, которые оказались малоэффективными.
Так, 8 июля в 13.30 19-й мехкорпус атаковал части 13 танковой дивизии в направлении колхозов Марушовка-Любахин-Гульск, стремясь «запечатать» образовавшийся прорыв. Встречного сражения немецкие танкисты не приняли и отошли под прикрытие артиллерии, сосредоточившейся на берегу реки Случь. Не добившись успеха в первой атаке, был организован еще один удар. При повторной атаке в 15 часов корпус также успеха не имел.
Рассказывает один из участников тех событий:
«80-й танковый полк непосредственно принимал участие в тех событиях, капитан Владимир Михайлович Горелов решил с ходу захватить переправу через Случь, отрезав тем самым пути отхода вражеской пехоте и танкам, а затем во взаимодействии с другими частями дивизии окружить и уничтожить их. Без предварительной разведки подразделение ринулось в бой, но огонь противотанковых орудий и танковых пушек немцев оказался неожиданным для наших танкистов. Командир батальона хорошо отреагировал на внезапно возникшую преграду — развернул одну роту против вражеских артиллеристов, и она на большой скорости пошла на их позиции. Однако условия стрельбы были слишком неравными. Противник вел огонь с места, прицельно, сосредоточивая его по головным машинам с разных сторон. Нашим же танкистам пришлось стрелять с ходу, маневрировать, отбиваться и от танков, и от орудий прямой наводки. Вообразите только, что в результате этого боя, в течение каких-нибудь 15 минут полк потерял 14 танков (6 были потеряны безвозвратно, 8 машин удалось эвакуировать с поля боя).
Кроме танкистов, по прорвавшимся у села Гульск частям 13 танковой дивизии наносила удары авиация. Самолеты 5-й армии производили разведывательные полеты, бомбили переправу в районе Гульска, а также скопление танков и пехоты на западном берегу реки Случь южнее Новограда-Волынского. Не остались в долгу и пилоты люфтваффе. С утра 9.7.41 19-й механизированный корпус подвергся сильной атаке немецкой авиации, ударами с воздуха были сожжены 7 танков Т-26.
Судьба ДОТов в районе села Гульск и их гарнизонов сложилась трагически. В сложившейся ситуации гарнизоны дотов продолжали вести интенсивный огонь по немецкой пехоте и технике. Бойцы укрепленной группы вели огонь по противнику, пытавшемуся переправиться через реку, а также, отражали его попытки блокировать соседние доты.
В связи с отсутствием частей прикрытия у немцев появлялась возможность атаковать ДОТы ночью с тыла и последовательно уничтожать их. Чем они и добросовестно воспользовались.
Укрепления атаковались и уничтожались штурмовыми группами, шел процесс подрыва бронеколпаков, труб вентиляции…
Из воспоминаний коменданта одного из ДОТов Якова Кардаша:
… Ранним утром 4 июля противник начал переправу через Случь и атаку укрепрайона. Гарнизоны дотов открыли ответный огонь.
В разгар боя выявился один из серьезнейших просчетов наших инженеров — фильтровентиляционная установка не справлялась с той массой пороховых газов, которая скапливалась в орудийных казематах от ведения очень сильного огня. В результате первая смена орудийной прислуги (кадровый состав!) угорела и была вынуждена прекратить огонь. На замену была немедленно вызвана вторая смена орудийных расчётов, но и она, отравившись газами, смогла продержаться недолго. Яков Кардаш, наблюдавший из своей рубки за полем боя в перископ, был вынужден сам встать у орудия. С красноармейцами Тимошенко, Скрыпником и Бойко он продолжал вести огонь до той поры, пока немцы, обнаружив артиллерийский полукапонир, по вспышкам огня, не открыли по нему прицельный огонь. Попавшим в орудие снарядом Кардаш был серьёзно контужен, после чего полукапонир прекратил вести огонь. Лейтенант был спущен подъёмником вниз, где уже находились бойцы его огневой точки, отравившиеся газами…
…. Первоначально немцы предприняли попытку порваться в подземелье через входной блок, но огонь ручных пулеметов из его амбразур охладил их пыл. Аналогичным образом была отражена попытка ворваться в артиллерийский полукапонир через его внешний выход. Тогда немецкие саперы попробовали воспользоваться еще одним слабым местом наших дотов — плохой защитой перископной трубы. Запорная крышка трубы обычно подрывалась гранатой, после чего внутрь заливался бензин либо опускалась взрывчатка. Видимо, увлекшись работой, немецкие саперы забыли про осторожность, т. к. красноармейцу Ефиму Бойко удалось открыть противоштурмовую решетку входа в полукапонир, выбраться наружу и забросать немцев гранатами….
Вскоре, немцы обнаружили кубы воздухозаборных шахт, быстро определили их назначение и перестали рисковать людьми. В имевшиеся отверстия они стали заливать бензин, а потом бросали вниз гранаты.
Дым от возникшего сильного пожара распространился по подземелью, выедал глаза, не давал дышать.
Несмотря на тяжелейшее положение, гарнизон продолжал держаться, хоть отчаяние людей нарастало. Саперы противника продолжали каждый день залипать в вентиляционные шахты бензин и поджигать его. На третий день эту пытку не выдержали особисты. Понимая, что выхода нет, и не желая сдаваться в плен, они застрелились в своей комнате.
Такая же мысль была и у лейтенанта Кардаша, но бойцы его дота не дали это сделать, отобрав у него пистолет.
Самоубийство особистов вызвало панику в гарнизоне. После обсуждения было принято решение сдаться в плен, чтобы спасти людей. Наверх была послана группа бойцов, но она не вернулась. Спустя время отравили еще одну группу, но и от нее не получили никаких известий (все они были расстреляны немцами).
В 1960 году останки группы парламентеров (четыре человека) были обнаружены недалеко от входного блока, а в 1982 году житель Гульска А. Велест, набирая глину, обнаружил останки еще 9 человек.
И только третьей группе удалось договориться с немцами о капитуляции. Вниз была сброшена записка, в которой говорилось, где выходить из укрепления. Все поднялись наверх – «мина» была окружена со всех сторон.
Приказав пленным сесть на землю, немцы сразу начали допрос.
Сначала офицер, говоривший по-русски, спросил, где комиссар (все были одеты в телогрейки, и знаков различия видно не было). Так как никто на вопрос не отвечал, то он применил метод, который не раз использовался немцами в таких случаях — поднял одного бойца и повторил вопрос.
Потом походил и говорит:
— Осталось жить минуту,
— вынул парабеллум.
— Не скажешь через минуту — убью как собаку, скажет кто-то другой.
Боец подошел к комиссару и сказал:
— Этот комиссар. Немец скомандовал комиссару:
— Встатъ! Ты комиссар?
— Последовал ответ:
—Я.
— Руки назад, шагом марш!
Метров 8-10 отвел и выстрелил в спину. Комиссар упал лицом вниз. После этого немец вогнал в лежащего еще 3 пули.
Вернувшись назад, немец спросил, где комендант артточки. Яков Кардаш понял, что его ждет судьба комиссара. К счастью, к немецким офицерам в этот момент подъехал мотоциклист. Немцы о чем-то поговорили, а затем скомандовали пленным встать и перевели всех на другой берег Случи. Там пленных выстроили лицом к «мине» и сказали: «Вот смотрите, что от вас осталось бы через несколько минут, если бы вы не сдались». В этот момент раздался сильный взрыв, который сразу снес половину одной пулеметной точки.
В дальнейшем, к вечеру 8 июля 1941 года Новоград-Волынский УР был прорван на большей части его фронта, и 3-й моторизированный корпус противника устремился на Житомир…
Отредактировано Sergey сержант (2013-11-05 10:10:15)