Сергей Лущиков
"История аэродрома в Эйзенахе практически не имеет отношения к истории Боевого пути нашего соединения. Но, чтобы не было путаницы - дам короткую информацию, которую собрал из различных источников, в том числе из воспоминаний моего отца. Постараюсь коротко, хотя можно и на несколько страниц...НО не стоит мне захламлять данную тему иным..
Весной 1934 года здесь построили военный аэродром, который во время войны использовался больше, как перевалочный для ВВС Германии. Вот его расположение.
Выше современной автострады В84 тогда располагался небольшой немецкий пехотный, стрелковый полигон и полигон для исследования гранат и детонаторов для бомб. Полигон и аэродром использовался до марта 1945 г, до момента прихода сюда союзных войск. Аэродром применялся как авиабаза. После войны, советские войска заняли этот район лишь в 1946 году. Где-то рядом постоянно располагались части нашей 27 гв МСД ( тогда 21 гв мех. дивизии.) а именно в 1945-1946 годах в городе Эрфурт. Но как сказано в историческом формуляре нашей дивизии- своего стрелкового полигона она тогда не имела. На Эйзенахском полигоне ( выше трассы № 84) после войны появился вначале советский стрелковый полигон, а с 1950 года - мотострелковый, артиллерийский, танковый. Здесь же рядом, постоянно строились здания и сооружения - казармы, бараки, бункера, подсобные хозяйства, в частности как и в Галле - был свой свинарник и т.д.. К середине 50-х годов существующий аэродром ( длина полосы -около 1000 м) перестал отвечать современным требованиям для более тяжёлых самолётов.
Кстати вот другая схема, где видны склады горючего.
К концу 50-х годов - силами советских войск и немецких строителей был построен новый аэродром с длиной взлётной полосы -2200м. Вот он и существует по сегодняшний день и виден на схемах внизу, справа. При строительстве аэродрома использовались и заключённые. Немецкие стройбригады в целях безопастности и конфиденциальности практически не контактировали между собой. В конце 1959 года и до первой половины 1961 года, в связи с реконструкцией Эрфуртского аэропорта, данный новый аэродром( аэропорт) использовался как запасной гражданский аэропорт ГДР. Им были переданы также некоторые здания для обслуживания самолётов и как временное здание аэропорта. А именно казармы, бараки..
Лишь рядом стоящий склад топлива с подьездной ж\дорогой был "табу" для немецких авиаторов.
За это время через аэропорт прошло около 35 000 пассажиров. Вот фото 1960 года, тогда на этот аэродром приземлялся какой-то советский большой чин, генерал на Ил-18.
Старый довоенный аэродром ещё использовался какое-то время вплоть до 60-х годов. ( а может и дольше??)
В 1961 году - аэродром, со всеми сооружениями опять был передан советским войскам. Так же в 1980 году была построена отдельная вертолётная площадка для наших вертолётов.
Ну и вот сама схема 26 Эйзенахского учебного центра. Качество фото не лучшее, но оригинал у меня в идеальном состоянии.
Красным цветом немного обвёл границы центра, по состоянию на конец 80-х годов. Зелёным цветом -трасса №84. Выше её полигон. Ниже, голубым цветом - штаб учебного центра.
Практически с 46-47 года на полигоне постоянно присутствовали наши части 27 гв МСД. Как ранее писалось в 60-х годах отец по несколько раз в год проводил рекогносцировку в район Эйзенахского полигона. А так же ( как и все остальные) несколько раз в год совершали манёвры ( учения) в этот район. Так как здесь было одно из мест сосредоточения частей дивизии при наступлении в случае "нехороших" последствий. "
Отредактировано Каптёр (2013-04-04 10:13:10)