Витя, похоже новая загадка?
Сережа, у меня от загадок "Подруг" разум возмущенный кипит!
Решил сначала закончить материал (готов на 2/3), а уже потом обсуждать и исправлять, иначе не успею. Вот вам для примера кусочек статьи (рязмять мозг)
Из воспоминаний Р. М. Шасолиной:
В час дня танк подкатил к нашим воротам. Они были для него слишком малы, еле протиснулся. Танк привели рабочие Уралмашзавода, тут же был и знакомый военный представитель. Грозная машина еле пробралась через плотную толпу, затем развернулась во дворе передом к воротам. На одной стороне башни было написано: «Фронтовая подруга», на другой — «От работниц Свердловского хлебомакаронного комбината. 8. III. 1943». Краска была еще свежая — пожалуй, её сделали недавно.
Неясно, откуда Розалия Михайловна взяла эти подробности. Дело в том, что в фондах РГАКФД сохранились фотографии, на которых запечатлен момент передачи танка экипажу. И на этих снимках отчетливо видна надпись, сделанная с обеих сторон на корпусе и башне тридцатьчетверки: «Боевая подруга». Других надписей на танке нет. Это не единственная нестыковка — в книге Р. М. Шасолиной они встречаются довольно часто.
Справедливости ради надо заметить, что с момента торжественного вручения танка экипажу до отправки его на фронт прошла целая неделя. За эту неделю внешний вид танка совершенно изменился: боевая машина получила зимнюю маскировочную окраску. Надписи с бортов корпуса исчезли, на белой башне надпись «Боевая подруга» пришлось делать темной краской. Вполне могло статься, что тогда же на левом борту башни появилась надпись, о которой говорит Р. М. Шасолина, тем более, что делегация работниц хлебомакаронного комбината 15 марта 1943 г. принимала участие в проводах танкистов с территории завода «Уралмаш». На башне танка (см. фото) первое слово не читается, угадываются лишь контуры последней буквы «Я». В левом верхнем углу снимка — увеличенный фрагмент надписи. Смотрим внимательно, чтобы убедиться: «подруга» именно «боевая», а не «фронтовая». В противном случае при такой гарнитуре и размере шрифта слово «фронтовая» неизбежно вылезло бы на кормовой лист башни.
Мне довелось служить сначала в ГСВГ, потом в ЗГВ при пяти Главкомах, четырех командармах и двух командирах 90 Гв.тд В ноябре 1985 г. начальником политотдела был подполковник Титов Юрий Иванович. его в 1988 г. перед самым моим убытием в Эберсвальде сменил подполковник Подлесный Евгений Яковлевич. Начальником штаба был полковник Тимашов Геннадий .... (отчество забыл), зам. командира дивизии фамилию не помню, Зам по вооружению полковник ??? (видел его фото на этом форуме, а фамилию вспомнить не могу), Начальник тыла подполковник Бутенко Николай Филиппович. Николай Филиппович в последствии стал генерал-лейтенантом, первым заместителем начальника тыла ВС Украины.
Спасибо! В ближайшее время внесу в список комсостава.
Начальником штаба был полковник Тимашов Геннадий .... (отчество забыл)
Геннадий Александрович, пришел с должности командира 68 гв. тп.
Смотрим внимательно
Если честно, у меня ощущение, что танк, который вручали 8 марта и который запечатлен на площади Уралмашзавода суть две разные машины. На первом снимке я в башне-"гайке" не нахожу амбразуру для стрельбы из стрелкового оружия.
Черт, а ведь похоже, я прав! На первом снимке башня сормовского завода, а на втором - чисто уралмашевская! Меня сразу удивило, на кой хрен в середине марта красить танк в зимний камуфляж. Получается, вручили одну машину, возможно недоделанную, а на фронт отправили другую. Но ведь вскоре ее пришлось перекрашивать, возможно, тогда и написали на башне "Фронтовая подруга" - ведь сам Байда в своих письмах танк называет "Фронтовая подруга"! Я точно скоро двинусь!