сержант-1 написал(а):До окончательной окраски самолета все самолеты с дюралевой обшивкой имеют такой золотистый цвет...
Оттенки серого. Человек, который сделал самолеты скучными.
Кейт Феррис родился в 1929 году на Гавайях, в семье военного летчика. Детство он провел на аэродроме, наблюдая за полетами отца,пилота–инструктора.
Кейт неплохо рисовал, естественно, самолеты, благо недостатка в натуре он не испытывал, однако ни о какой другой карьере, кроме карьеры летчика Феррис не помышлял.
Он поступил в Политехнический университет Техаса в 1946 году, и, отучившись несколько семестров, подал заявку на поступление в ВВС. И тут юношу ждал удар — у него обнаружили аллергию на некоторые прививки, которые делали курсантам. Это поставило крест на летной карьере Ферриса
Несмотря на неудачу, Феррис не собирался расставаться с авиацией, и решил найти применение своему увлечению – рисованию самолетов. Он поступил на работу в издательство, которое занималось подготовкой и печатью учебных материалов для ВВС США. Инженерное образование Ферриса и знание матчасти привело к тому, что вскоре ему доверили все военные заказы, и на протяжении нескольких последующих лет Феррис рисовал плакаты,оформлял брошюры и готовил учебные пособия.
После того как ВВС отказались от услуг издательства, Феррис перебрался в Нью–Йорк, где работал внештатным художником, оформляя рекламные буклеты производителей самолетов и авиадвигателей, выставочные стенды, экспозиции музеев, а также рисуя иллюстрации для авиационных журналов.
В 1960 году Феррис вступил в Общество американских художников, где ему посоветовали присоединиться к программе военных художников.
Художники и фотографы, участвовавшие в программе, сопровождали подразделения ВВС США во время боевых действий и зарубежных визитов, и при помощи живописных полотен и фотографий фиксировали для потомков жизнь американских авиаторов.
Так, несколько неожиданным образом, осуществилась мечта Ферриса о полетах –в качестве военного художника он в буквальном смысле облетел весь мир, сопровождал пилотов США в Европе и на Ближнем востоке, в качестве пассажира участвовал в боевых вылетах во Вьетнаме и Югославии, а также сопровождал антарктические экспедиции.
Помимо своей основной работы Феррис серьезно занимался теорией и практикой камуфляжной окраски самолетов.
Еще во Вьетнаме Феррис заметил, что камуфлированный самолет,окрашенный пятнами темно–зеленого, светло–зеленого и песочного цветов уже на небольшом расстоянии превращался в прекрасно заметный черный силуэт на фоне неба, а яркие опознавательные знаки несмотря на свой небольшой размер прекрасно выдавали самолет на фоне земли.
![http://sd.uploads.ru/t/Hva96.jpg](http://sd.uploads.ru/t/Hva96.jpg)
![http://sh.uploads.ru/t/8Jv5D.jpg](http://sh.uploads.ru/t/8Jv5D.jpg)
Оказалось, что многоцветная камуфляжная окраска самолетов–истребителей работает гораздо хуже чем полное ее отсутствие. Сероватый неокрашенный алюминий самолетов времен боевых действий в Корее был не так заметен на фоне неба, но имел свойство бликовать на солнце
![http://s9.uploads.ru/t/lgo6h.jpg](http://s9.uploads.ru/t/lgo6h.jpg)
Некоторе время Феррис экспериментировал с разрушающей камуфляжной окраской. Он считал, что большие неровные темные пятна с резкими границами, нанесенные на базовую светло–серую окраску, затруднят определение истинного положения самолета в пространстве. Так появилась "камуфляжная схема Ферриса", которая испытывалась в конце семидесятых, но широкого распространения не получила. Самолет все равно оказывался слишком заметным.
![http://s5.uploads.ru/t/PQcwk.jpg](http://s5.uploads.ru/t/PQcwk.jpg)
![http://s5.uploads.ru/t/kmeZg.jpg](http://s5.uploads.ru/t/kmeZg.jpg)
Другая идея Ферриса оказалось более популярной — темное пятно, по форме напоминающее фонарь кабины, предполагалось наносить на нижнюю часть фюзеляжа в районе кабины пилота. Это должно было сбивать с толку противника, и скрывать истинное положение самолета в воздухе. Подобные пятна используются до сих пор на самолетах ВВС по всему миру, и встречаются даже на самолетах ВКС РФ
![http://s9.uploads.ru/t/DKwM1.jpg](http://s9.uploads.ru/t/DKwM1.jpg)
![http://s3.uploads.ru/t/eu5x9.jpg](http://s3.uploads.ru/t/eu5x9.jpg)
![http://s5.uploads.ru/t/Elaf7.jpg](http://s5.uploads.ru/t/Elaf7.jpg)
![http://sd.uploads.ru/t/nrstc.jpg](http://sd.uploads.ru/t/nrstc.jpg)
![http://s9.uploads.ru/t/rSsgW.jpg](http://s9.uploads.ru/t/rSsgW.jpg)
Анализируя результаты опытов с контрастной окраской, Феррис пришел к выводу, что лучшим камуфляжем для боевого самолета будет светло–серое матовое покрытие, без ярких опознавательных знаков и эмблем.
Серый самолет одинаково плохо виден и на фоне неба, и на фоне земли. Естественно, любой самолет имеет выпуклости и впадины,которые освещаются по разному. Освещенные и затененные участки создают контрастную картинку, которая облегчает обнаружение самолета. Феррис предложил окрашивать выступающие обрасти более темным оттенком серого, а затененные –более светлым, для того чтобы выровнять цвет силуэта.
![http://s7.uploads.ru/t/B1i39.jpg](http://s7.uploads.ru/t/B1i39.jpg)
Несколько утрированный пример, но он хорошо иллюстрирует идею
В ВВС в это время проходил испытание новейший F –15 Eagle, для которого был разработан специальный оттенок голубого цвета. Феррис участвовал в некоторых полетах, наблюдая за F –15 в полете, и пришел к выводу что солнце освещает однотонный самолет неравномерно, сочетание теней и бликов делает самолет более заметным.
![http://sh.uploads.ru/t/Hz6Nd.jpg](http://sh.uploads.ru/t/Hz6Nd.jpg)
В качестве одного из доводов Феррис использовал написанную им картину "Air superiority, blue", на которой F –15 в голубой окраске ведет воздушный бой против советского Су–15. Хорошо видна разница в освещении различных частей самолета. В результате F –15 стали окрашивались в два оттенка серого
![http://s8.uploads.ru/t/AutMG.jpg](http://s8.uploads.ru/t/AutMG.jpg)
У флота были свои претензии — моряков смущала матовость краски. Поддерживать чистоту окрашенного глянцевой краской самолета было очень легко, в то время как матовая поверхность моментально покрывалась трудно отмываемыми пятнами. Феррис парировал, что пятна и разводы послужат дополнительным камуфляжем,дополнительно размывая силуэт. Не уверен, что это не байка, но современные самолеты ВМС США окрашены матовым серым цветом и частенько имеют крайне замызганный вид.
![http://s7.uploads.ru/t/lYmuk.jpg](http://s7.uploads.ru/t/lYmuk.jpg)
![http://sd.uploads.ru/t/jh2Kn.jpg](http://sd.uploads.ru/t/jh2Kn.jpg)
Идея Ферриса об изъятии ярких красок из опозновательных знаков тоже нашло понимание — многоцветие символов и эмблем уступило место более графическим вариантам, выполненным различными оттенками серого
![http://s9.uploads.ru/t/FhCuM.jpg](http://s9.uploads.ru/t/FhCuM.jpg)
Идеи Ферриса использются во многих ВВС, боевые самолеты окрашиваются в приглушенные палевые цвета, а малозаметные опознавательные знаки становятся общепринятой нормой.